1. Аннотация. Данная программа обучения обучающихся 6-9 классов с задержкой психического развития по курсу «Обществознание» составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального/основного общего образования, Требованиями к результатам освоения основного общего образования, Примерных программ по Обществознанию. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования и соблюдена преемственность с программой курса для учащихся начальной школы. Линия учебников: Обществознание.8 класс: учебное пособие пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — под ред. Л.Н. Боголюбова - 6-е изд. — М.: Просвещение, 2018. Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы начального/основного общего образования. На каждом уроке ставятся и решаются коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отобрано и адаптировано с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных методов и приемов. 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета 6 класс Личностные: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные: на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов. Метапредметные: Предметные: Р.: - способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные Какие умения нужно сформировать: способы деятельности; – характеризовать роль права в - приводить примеры из собственного жизненного регулировании общественных отношений; опыта, из кинофильмов и литературы относительно конституционные права, свободы и темы урока; обязанности человека и гражданина в - работать с информацией в виде схемы и таблицы. Российской Федерации; основы правового - умении выполнять перевод информации из одной статуса несовершеннолетнего; основы знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из гражданского, трудового, семейного права; аудиовизуального ряда в текст и др.); опасность асоциальных форм поведения; П.: - умении выполнять познавательные и – раскрывать смысл понятий: социальные практические задания, в том числе с нормы, мораль, самоконтроль, использованием проектной деятельности на уроках гражданственность, патриотизм, гуманизм; и в доступной социальной практике, на: поиск и право, норма права, отрасль права, субъект извлечение нужной информации по заданной теме в права; правовая культура личности; права и адаптированных источниках различного типа; свободы человека и гражданина; гражданство использование элементов причинно-следственного Российской Федерации; правоспособность, анализа; исследование несложных реальных связей дееспособность; право собственности; и зависимостей; трудовой договор, рабочее время, время К.: отдыха; правомерное поведение, - овладении различными видами публичных правонарушение, юридическая выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и ответственность, наказание; следовании этическим нормам и правилам ведения – называть основные принципы морали; диалога; права ребенка; основные международные - понимать позицию другого, выраженную в явном документы о правах человека и правах и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором ребенка; конституционные обязанности текста); гражданина России; способы защиты - создавать устные и письменные тексты для интересов и прав детей, оставшихся без решения разных задач общения – с помощью и попечения родителей; признаки самостоятельно; правомерного и противоправного поведения; права потребителей; – приводить примеры нормативных правовых актов; моделировать ситуации, регулируемые различными видами социальных норм, в том числе нормами разных отраслей права; правомерного и противоправного поведения; уголовных наказаний, административных наказаний, дисциплинарных взысканий; юридической ответственности несовершеннолетних; гражданско-правовых договоров; ситуаций нарушения прав потребителей и способов их защиты; регулирования труда работников в возрасте до 18 лет; – сравнивать нормы права и нормы морали; дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; правомерное и противоправное поведение; виды правонарушений; виды юридической ответственности; – устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия гражданина и государства); – осуществлять поиск социальной информации о ценностях и нормах, определяющих поведение человека из различных источников (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики и другие адаптированные источники) составлять на их основе сложный план по представленному учителем алгоритму, таблицу, схему; – соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека и личным социальным опытом, делать выводы; – использовать изученные понятия и теоретические положения для объяснения явлений, процессов социальной действительности; для осмысления личного социального опыта; – определять и объяснять с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; – решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие роль социальных ценностей, соблюдение социальных норм при выполнении типичных социальных ролей; – использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; – самостоятельно заполнять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.); – оценивать поведение людей с точки зрения моральных и правовых норм; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения и необходимость поиска согласующихся с социальными нормами путей решения межличностных и социальных конфликтов. Личностные: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные: на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов. применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. 3. 7 класс Метапредметные: Предметные: Р.: - умение прогнозировать результатов уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу; Какие умения нужно сформировать: - составлять план и последовательность – характеризовать роль экономики в жизни действий; общества; экономические функции - самостоятельно формулировать цели, ставить домохозяйства, особенности потребления учебную задачу на основе того, что уже домашних хозяйств, источники доходов и известно и усвоено, и того, что еще не расходов семьи; предпринимательскую известно; деятельность; разделение труда; рыночное - умение определять последовательность равновесие и цены, рыночную экономику; промежуточных целей с учетом конечного экономические цели и функции государства, результата, умение выбирать наиболее доходы и расходы государства; банковскую эффективные способы решения задач, систему; функции налогов; влияние духовной контролировать и оценивать процесс и культуры на формирование личности; результат деятельности; личностную и общественную значимость П.: - находить нужную социальную образования в информационном обществе, информацию в различных источниках; уровни образования в Российской Федерации; умение применять основные роль науки в жизни человека и общества; роль обществоведческие термины и понятия; религии в жизни человека и общества; роль умение привлекать информацию, искусства в жизни человека и общества; роль полученную ранее, для решения учебной информации и информационных технологий в задачи; современном мире; - самостоятельно выделять и формулировать – раскрывать смысл понятий: экономика, цели, анализировать вопросы и ответы; ресурсы, труд, альтернативная стоимость, - устанавливать причинно-следственные связи сбережения, факторы производства; спрос, и зависимости между объектами. предложение, издержки; равновесная цена, К.: выручка, прибыль, производительность труда, - умение взаимодействовать в ходе групповой предпринимательская деятельность; налоги, работы, вести диалог, участвуя в дискуссии, государственный бюджет; обмен, торговля; принимая другое мнение и позицию, допуская деньги, банк, кредит; наука; образование; существование различных точек зрения; религия, свобода совести; искусство; - умение слушать друг друга, понимать информация, информационная культура, позицию партнера, в т.ч. и отличную от своей, информационная безопасность; согласовывать действия с партнером. – описывать основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере культуры и образования; возможности получения общего, профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации; мировые религии; правила безопасного поведения в Интернете; – приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) экономических функций домохозяйств, источников доходов и расходов семьи, способов накопления и инвестирования сбережений; факторов производства; факторов формирования спроса и предложения; предпринимательской и трудовой деятельности; издержек производителя, способов оплаты и стимулирования труда, разделения труда; защиты права собственности; форм торговли; функций денег; услуг финансовых посредников; экономических целей и функций государства; налогов, доходов расходов государства; форм культуры, современных молодежных субкультур, диалога культур, влияния культуры на формирование личности; видов искусства; – сравнивать производительный и непроизводительный труд; факторы производства; формы заработной платы; предпринимательскую и трудовую деятельность; факторы повышения производительности труда; формы торговли; виды денег; различные финансовые инструменты; формы культуры; естественные и социально-гуманитарные науки; – устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций; – переводить информацию из текстовой в иные формы (в таблицу, схему); – анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию из различных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков и других адаптированных источников и т. п.) по изученным темам, соотносить ее с собственными знаниями об экономической и духовной сферах общества и личным социальным опытом, делать выводы; – использовать изученные понятия и теоретические положения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа потребления домашнего хозяйства, источников доходов и расходов семьи, составления семейного бюджета, личного финансового плана; построения собственной образовательной траектории; формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного поведения в Интернете; для осознанной реализации гражданских прав и выполнения гражданских обязанностей, а также для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; – определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты общественной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания свое отношение к изученным социальным явлениям, процессам; – решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, взаимодействия в экономической и духовной сферах общественной жизни; – составлять резюме для приема на работу и т. п.; – использовать приобретенные знания и умения для выполнения и представления проектов по проблематике учебного предмета; – оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; – осознавать неприемлемость антиобщественного поведения. Класс Личностные Метапредметные Предметные - мотивированность и - умение самостоятельно Выпускник научится: 8 на определять цели своего представление об класса направленность активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; - умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для его правам и свободам как высшей ценности; -применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; - умение применять эти нормы и правила к устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации анализу и оценке реальных социальных ситуаций,- установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание значения коммуникации в межличностном общении; для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Личностные 9 класс: Выпускник получит возможность научиться: - выявлять причинноследственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; - использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры как шоу-бизнес и мода; - находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека. Метапредметные 9 класс: Предметные 9 класс: -мотивированность и направленность на Р.: - умении сознательно организовывать свою Выпускник научится: активное и созидательное участие в будущем в познавательную деятельность (от постановки Знать и понимать социальные свойства общественной и государственной жизни; цели до получения и оценки результата); человека, его взаимодействие с другими - заинтересованность не только в личном успехе, - умении объяснять явления и процессы людьми; сущность общества как формы но и в развитии различных сторон жизни социальной действительности с научных, совместной деятельности людей; общества, в благополучии и процветании своей социально-философских позиций; - понимать и знать характерные черты и страны; рассматривать их комплексно в контексте признаки основных сфер жизни общества; - ценностные ориентиры, основанные на идеях сложившихся реалий - знать содержание и значение социальных патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на и возможных перспектив; норм, регулирующих общественные отношении к человеку, его правам и свободам способности анализировать реальные отношения. как высшей ценности; на стремлении к социальные ситуации, выбирать адекватные укреплению исторически сложившегося способы деятельности и модели поведения в Выпускник получит возможность научиться: государственного единства; на признании рамках реализуемых основных социальных - описывать основные социальные объекты, равноправия народов, единства разнообразных ролей (производитель, потребитель и др.); выделяя их существенные признаки; человека культур; на убежденности в важности для - определение сущностных характеристик как социально-деятельное существо; общества семьи и семейных традиций; на изучаемого объекта; выбор верных критериев основные социальные роли; осознании необходимости поддержания для сравнения, сопоставления, оценки - сравнивать социальные объекты, суждения гражданского мира и согласия и своей объектов; об обществе и человеке, выявлять их общие ответственности за судьбу страны перед - оценку своих учебных достижений, черты и различия; нынешними и грядущими поколениями. поведения, черт своей личности с учетом объяснять взаимосвязи изученных мнения других людей, в том числе для социальных объектов (включая корректировки собственного поведения в взаимодействия человека и общества, окружающей среде; выполнение в общества и природы, сфер общественной повседневной жизни этических и правовых жизни); норм, экологических требований; - приводить примеры социальных объектов - определение собственного отношения к определенного типа, социальных отношений; явлениям современной жизни, формулирование ситуаций, регулируемых различными видами своей точки зрения. социальных норм; использование элементов причинно- - решать познавательные и практические следственного анализа; задачи в рамках изученного материала, П.: - умение определять понятия, создавать отражающие типичные ситуации в различных обобщения, устанавливать аналогии, сферах классифицировать, самостоятельно выбирать - деятельности человека осуществлять поиск основания и критерии для классификации, социальной информации по заданной теме из устанавливать причинно-следственные связи, различных ее носителей (материалы СМИ, строить логическое рассуждение, учебный текст и другие адаптированные умозаключение (индуктивное, дедуктивное и источники); по аналогии) и делать выводы; - различать в социальной информации факты умение создавать, применять и и мнения; самостоятельно составлять преобразовывать знаки и символы, модели и простейшие виды правовых документов схемы для решения учебных и познавательных (записки, заявления, справки и т.п.). задач; - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; К.: - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Содержание учебного предмета по каждому году обучения 8 класс. Человек. Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Социальные нормы Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Социализация личности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический процесс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути из разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство - основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. 4. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Раздел Введение Человек. Деятельность человека Общество Социальные нормы Сфера духовной культуры Социальная сфера жизни общества Политическая сфера жизни Гражданин и государство Основы российского законодательства Экономика Итоговое обобщение Промежуточная аттестация Резерв Итого Количество часов 1 1 5 4 6 4 12 1 1 35 часов 5. Формы контроля: Тематический- контрольные работы в форме ГВЭ Итоговый- промежуточная аттестация в форме ГВЭ Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)