Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 6-9 классов с ОВЗ (ЗПР).pdf

1. Аннотация.
Данная программа обучения обучающихся 6-9 классов с задержкой психического развития по курсу «Обществознание»
составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного
образовательного стандарта начального/основного общего образования, Требованиями к результатам освоения основного общего
образования, Примерных программ по Обществознанию. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития
универсальных учебных действий на ступени основного общего образования и соблюдена преемственность с программой курса для
учащихся начальной школы.
Линия учебников:
Обществознание.8 класс: учебное пособие пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф.
Иванова и др.]. — под ред. Л.Н. Боголюбова - 6-е изд. — М.: Просвещение, 2018.
Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания
основной образовательной программы начального/основного общего образования. На каждом уроке ставятся и решаются
коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отобрано и адаптировано с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью специальных
методов и приемов.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
6 класс
Личностные:
- мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в
общественной жизни;
- заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии жизни общества, в
благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные:
на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности,
на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства,
на признании равноправия народов.

Метапредметные:
Предметные:
Р.: - способность анализировать реальные
социальные ситуации, выбирать адекватные Какие умения нужно сформировать:
способы деятельности;
– характеризовать роль права в
- приводить примеры из собственного жизненного регулировании общественных отношений;
опыта, из кинофильмов и литературы относительно конституционные права, свободы и
темы урока;
обязанности человека и гражданина в
- работать с информацией в виде схемы и таблицы. Российской Федерации; основы правового
- умении выполнять перевод информации из одной статуса несовершеннолетнего; основы
знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из гражданского, трудового, семейного права;
аудиовизуального ряда в текст и др.);
опасность асоциальных форм поведения;
П.: - умении выполнять познавательные и – раскрывать смысл понятий: социальные
практические
задания,
в
том
числе
с нормы, мораль, самоконтроль,
использованием проектной деятельности на уроках гражданственность, патриотизм, гуманизм;
и в доступной социальной практике, на: поиск и право, норма права, отрасль права, субъект
извлечение нужной информации по заданной теме в права; правовая культура личности; права и
адаптированных источниках различного типа; свободы человека и гражданина; гражданство
использование элементов причинно-следственного Российской Федерации; правоспособность,

анализа; исследование несложных реальных связей дееспособность; право собственности;
и зависимостей;
трудовой договор, рабочее время, время
К.:
отдыха; правомерное поведение,
- овладении различными видами публичных правонарушение, юридическая
выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и ответственность, наказание;
следовании этическим нормам и правилам ведения – называть основные принципы морали;
диалога;
права ребенка; основные международные
- понимать позицию другого, выраженную в явном документы о правах человека и правах
и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором ребенка; конституционные обязанности
текста);
гражданина России; способы защиты
- создавать устные и письменные тексты для интересов и прав детей, оставшихся без
решения разных задач общения – с помощью и попечения родителей; признаки
самостоятельно;
правомерного и противоправного поведения;
права потребителей;
– приводить примеры нормативных правовых
актов; моделировать ситуации, регулируемые
различными видами социальных норм, в том
числе нормами разных отраслей права;
правомерного и противоправного поведения;
уголовных наказаний, административных
наказаний, дисциплинарных взысканий;
юридической ответственности
несовершеннолетних; гражданско-правовых
договоров; ситуаций нарушения прав
потребителей и способов их защиты;
регулирования труда работников в возрасте
до 18 лет;
– сравнивать нормы права и нормы морали;
дееспособность малолетних и
несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18
лет; правомерное и противоправное
поведение; виды правонарушений; виды
юридической ответственности;
– устанавливать взаимосвязи изученных
социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций (включая

взаимодействия гражданина и государства);
– осуществлять поиск социальной
информации о ценностях и нормах,
определяющих поведение человека из
различных источников (материалы СМИ,
учебный текст, фото- и видеоизображения,
диаграммы, графики и другие
адаптированные источники) составлять на их
основе сложный план по представленному
учителем алгоритму, таблицу, схему;
– соотносить ее с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании
поведения человека и личным социальным
опытом, делать выводы;
– использовать изученные понятия и
теоретические положения для объяснения
явлений, процессов социальной
действительности; для осмысления личного
социального опыта;
– определять и объяснять с опорой на факты
общественной жизни, личный социальный
опыт и обществоведческие знания свое
отношение к изученным социальным
явлениям, процессам;
– решать в рамках изученного материала
познавательные и практические задачи,
отражающие роль социальных ценностей,
соблюдение социальных норм при
выполнении типичных социальных ролей;
– использовать приобретенные знания в
практической деятельности и повседневной
жизни для реализации и защиты прав
человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей, а
также для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной
сфере;

– самостоятельно заполнять простейшие
виды правовых документов (заявления,
доверенности и т. п.);
– оценивать поведение людей с точки зрения
моральных и правовых норм; осознавать
неприемлемость антиобщественного
поведения и необходимость поиска
согласующихся с социальными нормами
путей решения межличностных и
социальных конфликтов.
Личностные:
- мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в
общественной жизни;
- заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные:
на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности,
на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства, на
признании равноправия народов.
применяют
правила
делового
сотрудничества, сравнивают разные точки
зрения, оценивают собственную учебную
деятельность, выражают положительное
отношение к процессу познания.

3. 7 класс
Метапредметные:
Предметные:
Р.: - умение прогнозировать результатов
уровня усвоения изучаемого материала,
принимают и сохраняют учебную задачу;
Какие умения нужно сформировать:
- составлять план и последовательность – характеризовать роль экономики в жизни
действий;
общества; экономические функции
- самостоятельно формулировать цели, ставить домохозяйства, особенности потребления
учебную задачу на основе того, что уже домашних хозяйств, источники доходов и
известно и усвоено, и того, что еще не расходов семьи; предпринимательскую
известно;
деятельность; разделение труда; рыночное
- умение определять последовательность равновесие и цены, рыночную экономику;
промежуточных целей с учетом конечного экономические цели и функции государства,
результата,
умение
выбирать
наиболее доходы и расходы государства; банковскую
эффективные
способы
решения
задач, систему; функции налогов; влияние духовной
контролировать и оценивать процесс и культуры на формирование личности;
результат деятельности;
личностную и общественную значимость
П.: - находить
нужную
социальную образования в информационном обществе,
информацию в различных источниках;
уровни образования в Российской Федерации;
умение
применять
основные роль науки в жизни человека и общества; роль
обществоведческие термины и понятия;
религии в жизни человека и общества; роль
умение
привлекать
информацию, искусства в жизни человека и общества; роль
полученную ранее, для решения учебной информации и информационных технологий в
задачи;
современном мире;
- самостоятельно выделять и формулировать – раскрывать смысл понятий: экономика,
цели, анализировать вопросы и ответы;
ресурсы, труд, альтернативная стоимость,

- устанавливать причинно-следственные связи сбережения, факторы производства; спрос,
и зависимости между объектами.
предложение, издержки; равновесная цена,
К.:
выручка, прибыль, производительность труда,
- умение взаимодействовать в ходе групповой предпринимательская деятельность; налоги,
работы, вести диалог, участвуя в дискуссии, государственный бюджет; обмен, торговля;
принимая другое мнение и позицию, допуская деньги, банк, кредит; наука; образование;
существование различных точек зрения;
религия, свобода совести; искусство;
- умение слушать друг друга, понимать информация, информационная культура,
позицию партнера, в т.ч. и отличную от своей, информационная безопасность;
согласовывать действия с партнером.
– описывать основные принципы
государственной политики Российской
Федерации в сфере культуры и образования;
возможности получения общего,
профессионального и дополнительного
образования в Российской Федерации; мировые
религии; правила безопасного поведения в
Интернете;
– приводить примеры (в том числе моделировать
ситуации) экономических функций
домохозяйств, источников доходов и расходов
семьи, способов накопления и инвестирования
сбережений; факторов производства; факторов
формирования спроса и предложения;
предпринимательской и трудовой деятельности;
издержек производителя, способов оплаты и
стимулирования труда, разделения труда;
защиты права собственности; форм торговли;
функций денег; услуг финансовых посредников;
экономических целей и функций государства;
налогов, доходов расходов государства; форм
культуры, современных молодежных субкультур,
диалога культур, влияния культуры на
формирование личности; видов искусства;
– сравнивать производительный и
непроизводительный труд; факторы
производства; формы заработной платы;
предпринимательскую и трудовую деятельность;

факторы повышения производительности труда;
формы торговли; виды денег; различные
финансовые инструменты; формы культуры;
естественные и социально-гуманитарные науки;
– устанавливать взаимосвязи изученных
социальных объектов, явлений, процессов, их
элементов и основных функций;
– переводить информацию из текстовой в иные
формы (в таблицу, схему);
– анализировать, обобщать, систематизировать и
конкретизировать информацию из различных
источников (материалов СМИ, учебного текста,
фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков
и других адаптированных источников и т. п.) по
изученным темам, соотносить ее с собственными
знаниями об экономической и духовной сферах
общества и личным социальным опытом, делать
выводы;
– использовать изученные понятия и
теоретические положения в практической
деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, источников
доходов и расходов семьи, составления
семейного бюджета, личного финансового плана;
построения собственной образовательной
траектории; формирования информационной
культуры и соблюдения правил безопасного
поведения в Интернете; для осознанной
реализации гражданских прав и выполнения
гражданских обязанностей, а также для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
– определять и объяснять, аргументировать с
опорой на факты общественной жизни, личный
социальный опыт и обществоведческие знания
свое отношение к изученным социальным
явлениям, процессам;

– решать в рамках изученного материала
познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение типичных для
подростка социальных ролей, взаимодействия в
экономической и духовной сферах
общественной жизни;
– составлять резюме для приема на работу и т.
п.;
– использовать приобретенные знания и умения
для выполнения и представления проектов по
проблематике учебного предмета;
– оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, экономической
рациональности;
– осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения.

Класс

Личностные

Метапредметные

Предметные

- мотивированность и - умение самостоятельно Выпускник научится:
8
на определять цели своего представление
об
класса направленность
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной
и
государственной жизни;
- заинтересованность не
только в личном успехе,
но
и
в
развитии
различных сторон жизни
общества, благополучия и
процветания
своей
страны;
- ценностные ориентиры,
основанные на идеях
патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, на
отношении к человеку,

обучения,
ставить
и
формулировать для себя
новые задачи в учёбе и
познавательной
деятельности, развивать
мотивы и интересы своей
познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно
планировать
пути
достижения целей, в том
числе альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее эффективные
способы
решения
учебных
и

обществе и человеке, о
сферах
и
областях
общественной
жизни,
механизмах
и
регуляторах деятельности
людей;
- знание ряда ключевых
понятий об основных
социальных объектах;
- умение объяснять с
опорой на эти понятия
явления
социальной
действительности;
- знания, умения и
ценностные установки,
необходимые
для

его правам и свободам
как высшей ценности;
-применяют
правила
делового сотрудничества,
сравнивают разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность, выражают
положительное
отношение к процессу
познания.

познавательных задач;
- умение соотносить свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль
своей деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в
рамках
предложенных
условий и требований,
корректировать
свои
действия в соответствии
с
изменяющейся
ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности её решения;
- владение основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в
учебной
и
познавательной
деятельности.
-умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии
для
классификации,

сознательного
выполнения
старшими
подростками основных
ролей в пределах своей
дееспособности;
умения
находить
нужную
социальную
информацию
в
педагогически
отобранных источника,
адекватно
ее
воспринимать, применяя
основные
обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывать
в
соответствии с решаемой
задачей (анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить
их
с
собственными знаниями);
давать
оценку
общественным явлениям
с позиций одобряемых в
современном российском
обществе
социальных
ценностей;
знание
основных
нравственных и правовых
понятий, норм и правил,
понимание их роли как
решающих регуляторов
общественной жизни;
- умение применять эти
нормы и правила к

устанавливать причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное
и
по
аналогии)
и
делать
выводы;
умение
создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы
для решения учебных и
познавательных задач;
устанавливать
причинно-следственные
связи и зависимости
между объектами.
- умение организовывать
учебное сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем
и сверстниками;
-работать индивидуально
и в группе: находить
общее
решение
и
разрешать конфликты на
основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать
и
отстаивать своё мнение;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в соответствии с
задачей
коммуникации

анализу
и
оценке
реальных
социальных
ситуаций,- установка на
необходимость
руководствоваться этими
нормами и правилами в
собственной
повседневной жизни;
- знание особенностей
труда как одного из
основных
видов
деятельности
человека,
основных
требований
трудовой
этики
в
современном обществе,
правовых
норм,
регулирующих трудовую
деятельность
несовершеннолетних;
- знание определяющих
признаков
коммуникативной
деятельности в сравнении
с
другими
видами
деятельности;
знание
новых
возможностей
для
коммуникации
в
современном обществе,
умение
использовать
современные
средства
связи и коммуникации
для поиска и обработки
необходимой социальной
информации;
- понимание значения
коммуникации
в
межличностном общении;

для выражения своих
чувств,
мыслей
и
потребностей;
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение
устной и письменной
речью, монологической
контекстной речью.

Личностные 9 класс:

Выпускник
получит
возможность научиться:
- выявлять причинноследственные
связи
общественных явлений и
характеризовать
основные
направления
общественного развития;
- использовать элементы
причинно-следственного
анализа для понимания
влияния
моральных
устоев
на
развитие
общества и человека;
критически
воспринимать сообщения
и рекламу в СМИ и
Интернете
о
таких
направлениях
массовой
культуры как шоу-бизнес
и мода;
- находить и извлекать
социальную информацию
о
государственной
семейной политике из
адаптированных
источников
различного
типа;
- решать с опорой на
полученные
знания
познавательные задачи,
отражающие типичные
ситуации
в
экономической
сфере
деятельности человека.
Метапредметные 9 класс:

Предметные 9 класс:

-мотивированность и направленность на Р.: - умении сознательно организовывать свою Выпускник научится:
активное и созидательное участие в будущем в познавательную деятельность (от постановки Знать и понимать социальные свойства

общественной и государственной жизни; цели до получения и оценки результата); человека, его взаимодействие с другими
- заинтересованность не только в личном успехе, - умении объяснять явления и процессы людьми; сущность общества как формы
но и в развитии различных сторон жизни социальной действительности с научных, совместной деятельности людей;
общества, в благополучии и процветании своей социально-философских
позиций; - понимать и знать характерные черты и
страны;
рассматривать их комплексно в контексте признаки основных сфер жизни общества;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях сложившихся
реалий
- знать содержание и значение социальных
патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на и
возможных
перспектив; норм,
регулирующих
общественные
отношении к человеку, его правам и свободам способности
анализировать
реальные отношения.
как высшей ценности; на стремлении к социальные ситуации, выбирать адекватные
укреплению
исторически
сложившегося способы деятельности и модели поведения в Выпускник получит возможность научиться:
государственного единства; на признании рамках реализуемых основных социальных - описывать основные социальные объекты,
равноправия народов, единства разнообразных ролей (производитель, потребитель и др.);
выделяя их существенные признаки; человека
культур; на убежденности в важности для - определение сущностных характеристик как
социально-деятельное
существо;
общества семьи и семейных традиций; на изучаемого объекта; выбор верных критериев основные социальные роли;
осознании
необходимости
поддержания для
сравнения,
сопоставления,
оценки - сравнивать социальные объекты, суждения
гражданского мира и согласия и своей объектов;
об обществе и человеке, выявлять их общие
ответственности за судьбу страны перед - оценку своих учебных достижений, черты и различия;
нынешними и грядущими поколениями.
поведения, черт своей личности с учетом объяснять
взаимосвязи
изученных
мнения других людей, в том числе для социальных
объектов
(включая
корректировки собственного поведения в взаимодействия человека и общества,
окружающей
среде;
выполнение
в общества и природы, сфер общественной
повседневной жизни этических и правовых жизни);
норм,
экологических
требований; - приводить примеры социальных объектов
- определение собственного отношения к определенного типа, социальных отношений;
явлениям современной жизни, формулирование ситуаций, регулируемых различными видами
своей точки зрения.
социальных норм;
использование
элементов
причинно- - решать познавательные и практические
следственного
анализа; задачи в рамках изученного материала,
П.: - умение определять понятия, создавать отражающие типичные ситуации в различных
обобщения,
устанавливать
аналогии, сферах
классифицировать, самостоятельно выбирать - деятельности человека осуществлять поиск
основания и критерии для классификации, социальной информации по заданной теме из
устанавливать причинно-следственные связи, различных ее носителей (материалы СМИ,
строить
логическое
рассуждение, учебный текст и другие адаптированные
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и источники);
по аналогии) и делать выводы;
- различать в социальной информации факты
умение
создавать,
применять
и и мнения;
самостоятельно составлять
преобразовывать знаки и символы, модели и простейшие виды правовых документов

схемы для решения учебных и познавательных (записки, заявления, справки и т.п.).
задач;
- устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости между объектами.
- перевод информации из одной знаковой
системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной
ситуации;
- поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
К.: - овладении различными видами публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
- работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.

Содержание учебного предмета по каждому году обучения
8 класс.
Человек. Деятельность человека.
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и
ценность.

Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные
сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности.
Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их
влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию
современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества.
Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Социализация личности. Отклоняющееся
поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа
жизни.
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический процесс в современном
обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской
Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые
религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на
развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные
роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути из разрешения. Этнос и нация. Национальное
самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство
- основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы
экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль
государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции,
налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги,
денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное
обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних
хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция.

4. Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Раздел
Введение
Человек. Деятельность человека
Общество
Социальные нормы
Сфера духовной культуры
Социальная сфера жизни общества
Политическая сфера жизни
Гражданин и государство
Основы российского законодательства
Экономика
Итоговое обобщение
Промежуточная аттестация
Резерв
Итого

Количество часов
1
1
5
4
6
4
12
1
1
35 часов

5. Формы контроля:
Тематический- контрольные работы в форме ГВЭ
Итоговый- промежуточная аттестация в форме ГВЭ

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».