Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (ЗПР)

Аннотация
Данная программа обучения обучающихся 5—9 классов с задержкой психического развития по курсу «__Русский язык» составлена в
соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного
стандарта начального/основного общего образования, Требованиями к результатам освоения начального/основного общего образования,
Примерных программ по_ Русскому языку. В ней учтены наиболее существенные положения программы развития универсальных
учебных действий на ступени начального/основного общего образования и соблюдена преемственность с программой курса для учащихся
начальной школы. Линия учебников: 5-6 класс Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба
под редакцией Н.М. Шанского М . «Просвещение» 2016; 7-8 классы Авторы; Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская , А.Д Дейкина, О.М.
Александрова под редакцией Н.М. Шанского. _ М . «Просвещение» 2018
Коррекционная работа в обязательной части (70 %) реализуется в учебной урочной деятельности при освоении содержания основной образовательной программы
основного общего образования. На каждом уроке ставятся и решаются коррекционно-развивающие задачи. Содержание учебного материала отобрано и
адаптировано с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Освоение учебного материала этими школьниками осуществляется с помощью
специальных методов и приемов.

Предметные
Планируемые
результаты

Метапредметные

5 класс

Регулятивные:

Личностные

1) понимание русского языка 1) представление
об
основных
как одной из
основных функциях языка, о роли русского
национально-культурных
языка как национального
языка
-самостоятельно ставить цель деятельности,
планировать
и
прогнозировать
результат , ценностей русского народа, русского народа, как государственного
контролировать процесс достижения результата, определяющей роли родного языка Российской Федерации и языка
корректировать свои действия и оценивать их языка
в
развитии межнационального общения, о связи
успешность с
помощью
учителя;
интеллектуальных,
языка и культуры народа, о роли
- управление
познавательной
и
учебной творческих способностей и родного языка в жизни человека и
деятельностью посредством постановки
целей, моральных качеств личности, общества;
процессе
планирования,
прогнозирования,
контроля, его значения в
получения
школьного 2) понимание места родного языка в
коррекции своих действий и оценки успешности в
системе гуманитарных наук и его роли
образования;
освоении материала
под руководством
учителя;
в образовании в целом;
-представление человека о своих возможностях 2) осознание
эстетической
освоение
базовых понятий
ценности русского
языка; 3)
достижения цели определенной сложности;
уважительное отношение к лингвистики:лингвистикаиее
язык и речь,
умение
сравнивать
характеристики родному языку, гордость за основные разделы;
и
запланированного и полученного продукта и делать него; потребность сохранить речевое общение, речь устная
вывод о соответствии продукта замыслу
с помощью педагога.

Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование
познавательнойцели;поиск и выделение
необходимой информации;

чистоту русского языка как письменная; монолог, диалог и их
явления
национальной виды; ситуация речевого общения;
речь,
научный,
культуры;
стремление к разговорная
публицистический,
официальноречевому
деловой стили, язык художественной
самосовершенствованию;
литературы;
жанры
научного,
3)
достаточный
объем публицистического,
официальнословарного
запаса
и делового стилей и разговорной речи;
усвоенных
грамматических функционально-смысловые типы речи

-анализ объектов с целью выделения признаков средств для
свободного (повествование,
описание,
(существенных, несущественных); синтез
как выражения мыслей и чувств в рассуждение); текст, типы текста;
составление целого из частей; в том числе процессе речевого общения; основные единицы языка, их признаки

способность к самооценке на и особенности употребления в речи;
основе
наблюдения
за
4) опознавание и анализ основных
собственной речью.
,
единиц
языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
- определение и выстраивание в хронологической
последовательности шагов по решению задачи по
употребление
языковых
единиц
алгоритму или вслед за учителем;
адекватно ситуации речевого общения;
воспроизведение технологии по инструкции;
5) проведение различных видов
выполнение по заданному алгоритму текущего
анализа
слова
(фонетический,
контроля
своей
деятельности;
морфемный, словообразовательный,
- сравнение характеристик запланированного и
лексический,
морфологический),
полученного продукта, вывод о соответствии
синтаксического
анализа
продукта
замыслу
словосочетания
и
предложения,
с помощью учителя;
многоаспектного
анализа
текста с
- оценка продукта своей деятельности по заданным
точки зрения его основных признаков
критериям
заданным
способом;
и структуры, принадлежности к
под контролем учителя
определенным
функциональным
- указание на сильные и слабые стороны своей
разновидностям языка, особенностей
деятельности;
языкового оформления, использования
- определение мотивов своих действий.
выразительных средств языка помощью
учителя;
достраивание, восполнение недостающих
компонентов вслед за учителем;

Коммуникативные:
-учёт позиции собеседника, понимание, уважение к
иной точке зрения, умение обосновать и доказывать
собственное мнение по алгоритму;
- , умение

6) осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность
распределять
роли;
-уметь договариваться;
-умение задавать вопросы, строить понятные для
партнёра высказывания, правильно выражать свои
мысли, оказывать поддержку друг другу.
6 класс

Регулятивные:

1) понимание русского языка 1) представление
об
основных
как одной из основных функциях языка, о роли русского

- составление жизненных планов включающих
последовательность этапных целей и задач их национально-культурных
языка как национального
языка
ценностей русского народа, русского народа, как государственного
взаимосвязи, планирование путей и средств их определяющей роли родного языка Российской Федерации и языка
достижения,
на
основе рефлексии
смысла языка
в
развитии межнационального общения, о связи
реализации поставленных целей с
помощью учителя;
интеллектуальных,
языка и культуры народа, о роли

личностных
качеств: творческих способностей и родного языка в жизни человека и
инициативность, моральных качеств личности, общества;
и его значения в процессе
получения
школьного 2) понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли
образования;
в образовании в целом;
- способность к планированию, контролю и
коррекции предметной (учебной) деятельности и 2) осознание
эстетической
освоение
базовых
понятий
ценности
русского
языка; 3)
собственной познавательной деятельности
с помощью учителя;
уважительное отношение к
лингвистики:лингвистикаиее
- оценивание продукта своей
деятельности по родному языку, гордость за основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и
заданным критериям, заданным способом
под руководством учителя
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как письменная; монолог, диалог и их
явления
национальной виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
Познавательные:
культуры;
стремление к
публицистический,
официальноречевому
формирование
самостоятельность,
ответственность,

-применение методов информационного поиска, в самосовершенствованию;
том числе с помощью компьютерных средств;

деловой стили, язык художественной
литературы;
жанры
научного,

знаково-символические

действия,

включая 3)

достаточный

объем публицистического,

официально-

моделирование
(преобразование
объекта
из
чувственной формы в модель, где выделены
существенные
характеристики
объекта,
и
преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную
область) вслед за учителем, с помощью учителя;
- умение структурировать знания; умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в
устной
и
письменной
форме
по алгоритму;
,
-выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов, подведение под
понятия, выведение следствий с помощью учителя;
- обоснование желаемой ситуации; анализ реальной
ситуации и указание на противоречия между
желаемой
и
реальной
ситуацией;
указание
некоторых
вероятных
причин
существования
проблемы
постановка
задач
адекватных
цели;
планирование характеристик
продукта своей деятельности на основе заданных
критериев его оценки; -выбор технологии
деятельности (способа решения задачи) с помощью
учителя;
-самостоятельное планирование и осуществление
текущего
контроля
своей
деятельности;

словарного
запаса
и делового стилей и разговорной речи;
усвоенных
грамматических функционально-смысловые типы речи
средств
для
свободного (повествование,
описание,
выражения мыслей и чувств в рассуждение); текст, типы текста;
процессе речевого общения; основные единицы языка, их признаки
способность к самооценке на и особенности употребления в речи;
основе
наблюдения
за
4)
овладение
основными
собственной речью.
стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
русского
языка,
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей
речевой
практике при создании
устных и письменных высказываний с
помощью учителя;
5 ) опознавание и анализ основных
единиц
языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление
языковых
единиц
адекватно ситуации речевого общения
вслед за учителем;
6) проведение
различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания
и предложения,
многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков

- оценка продукта своей деятельности по
самостоятельно определённым в соответствии с
целью
деятельности
критериям с помощью учителя;
- указание на причины успехов и неудач в
деятельности с помощью учителя

Коммуникативные:
-способность к согласованным действиям с учетом
позиции другого; -способность устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими
людьми;
- владение нормами и техникой общения под руководством учителя
- выполнение действий в соответствии с заданием
для групповой работы;
- указание на сильные и слабые стороны своей
деятельности под руководством учителя;
- определение мотивов своих действий.

и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)
понимание коммуникативноэстетических возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной
речевой
практике;
8)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной
литературы
с
помощью учителя.

7 класс

Регулятивные:
- составление жизненных планов
включающих

1) понимание русского языка
1)
представление об
основных
как
одной
из основных функциях языка, о роли русского

и
задач хнационально-культурных
языка как национального
языка
ценностей
русского
народа,
русского
народа,
как
государственного
и
взаимосвязи, планирование путей и средств хопределяющей роли родного
языка Российской Федерации и языка
достижения,
на
основе рефлексии смысла языка
в
развитии межнационального общения, о связи
реализации поставленных целей с
помощью учителя;
интеллектуальных,
языка и культуры народа, о роли
последовательность этапных

целей и

способностей и родного языка в жизни человека и
личностных
качеств: творческих
инициативнос моральных качеств личности,
общества;
самостоятельность,
ть,
его
значения в
процессе
ответственность,
получения
школьного 2)
усвоение основ научных знаний о
родном
языке; понимание взаимосвязи
образования;
его уровней и единиц с
помощью учителя;
- способность к планированию, контролю и
коррекции предметной (учебной) деятельностии2) осознание
эстетической
освоение
базовых
понятий
ценности
русского
языка; 3)
собственной познавательной деятельности с
помощью учителя;
уважительное
отношение к лингвистики:
основные разделы; язык и речь,
п
- оценивание продукта своей
деятельности ородному языку, гордость
за
речевое общение, речь устная
и
заданным критериям, заданным способом
под руководством учителя.
него;
потребность сохранить
чистоту русского
языка как письменная; монолог, диалог и их
явления
национальной виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
Познавательные:
культуры;
стремление к
публицистический,
официальноречевому
-

формирование

-применение методов информационного поиска,всамосовершенствованию;
деловой стили, язык художественной
том числе с помощью компьютерных средств
литературы;
жанры
научного,
вслед за учителем;
3)
достаточный
объем публицистического,
официально,
и
запаса
и делового стилей и разговорной речи;
зсловарного
выражения мыслей и чувств в
рассуждение); текст, типы текста;

процессе речевого
- умение структурировать знания;

общения; основные единицы языка, их признаки
и особенности употребления в речи
способность к самооценке на
с помощью учителя.
основе
наблюдения
за
4)
овладение
основными

и произвольно строить речевое высказывание в собственной речью.
устной и письменной форме; -выбор наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости от конкретных условий; - рефлексия
способов и условий действия; -контроль и оценка
процесса и результатов деятельности; под
руководством и с помощью учителя.
-выбор оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов, подведение под понятия,
выведение следствий;
- обоснование желаемой ситуации; анализ реальной
ситуации и указание на противоречия между
желаемой
и
реальной
ситуацией;
указание
некоторых
вероятных
причин
существования
проблемы;
постановка
задач
адекватных
цели;
-самостоятельное
планирование характеристик
продукта своей деятельности на основе заданных
критериев его оценки; -выбор технологии
деятельности (способа решения задачи) с помощью
учителя.
планирование
ресурсов;
-самостоятельное планирование и осуществление
текущего
контроля
своей
деятельности;
-оценка
продукта
своей
деятельности
по
самостоятельно определѐнным в соответствии с
целью
деятельности
критериям;
- указание на причины успехов и неудач в
деятельности, предложение путей преодоления/
мотивов и внешней ситуации при инятии решений.

стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
русского
языка,
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей
речевой практике при создании
устных и письменных высказываний
под руководством и с помощью
учителя;
5) опознавание и анализ основных
единиц языка,грамматических
категорий языка, уместное
употребление
языковых
единиц
адекватно ситуации речевого общения;
6) проведение различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный, словообразовательный,
лексический,морфологический),
синтаксическогоанализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков
и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)
пониманиекоммуникативноэстетическихвозможностей

Коммуникативные:
-способность к согласованным действиям с учетом
позиции
другого;
-способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты
с другими
людьми;
- владение нормами и техникой общения; самостоятельное следование заданной процедуре
группового
обсуждения;
выполнение действий в соответствии с заданием
для
групповой
работы;
-разъяснение своей идеи, предлагая ее, или
аргументируя свое отношение к идеям других
членов группы
под
руководством
учителя;

лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной речевой практике;

8)осознание эстетической
функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы
с помощью учителя.

-указание на сильные и слабые стороны своей
деятельности
с помощью учителя.
8 класс

Регулятивные:

1) понимание русского языка 1)представление
об основных
как одной из
основных функциях языка, о роли
русского
- содержательные
аспекты целей и жизненных национально-культурных
языка как национального
языка
планов;
ценностей русского народа, русского народа, как государственного
- личные планы и перспективы дополняются определяющей роли родного языка Российской Федерации и языка
социальными планами;
языка
в
развитии межнационального общения, о связи
реализация
потенциала субъекта
через интеллектуальных,
языка и культуры народа, о роли
творческих
способностей
и
родного языка в жизни человека и
целеполагания
И проектирования
траекторий
развития посредством включения в новые виды моральных качеств личности, общества
деятельности и формы сотрудничества с
его значения в
процессе
помощью учителя;
получения
школьного 2)
освоение базовых
понятий
лингвистики:
лингвистика
и
ее
- высокая
степень интегрированности
таких образования;

компонентов самоорганизации, как целеполагание,
анализ ситуации,
планирование, самоконтроль, 2)

основные
осознание

эстетической речевое

разделы; язык и речь,
общение, речь

устная

и

волевые усилия;

ценности
русского языка; письменная; монолог, диалог и их
уважительное отношение к виды; ситуация речевого общения;
- оценка
продукта своей деятельности
по родному языку, гордость за разговорная
речь,
научный,
предложенным определенным в соответствии с него; потребность сохранить публицистический,
официальноцелью
деятельности
критериям; чистоту русского языка как деловой стили, язык художественной
явления
национальной литературы;
жанры
научного,
культуры;
стремление
к публицистического,
официальноречевому
делового стилей и разговорной речи;
самосовершенствованию;
функционально-смысловые типы речи
3)
достаточный
объем (повествование,
описание,
словарного
запаса
и рассуждение);
текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и усвоенных
грамматических и особенности употребления в речи;
выбор вида чтения в зависимости от цели;
средств
для
свободного
извлечение
необходимой
информации
из выражения мыслей и чувств в 3) опознавание и анализ основных
прослушанных текстов различных жанров; процессе речевого общения; единиц
языка,
грамматических
определение
основной и
второстепенной способность к самооценке на категорий
языка,
уместное
информации; свободная ориентация и восприятие основе
наблюдения
за употребление
языковых
единиц
текстов
художественного,
научного, собственной речью.
адекватно ситуации речевого общения;
публицистического и официально-делового стилей;
4) проведение различных
видов
понимание и адекватная оценка языка средств
анализа
слова
(фонетический,
массовой информации; умение адекватно, подробно,
морфемный,
словообразовательный,
сжато, выборочно передавать содержание текста,
лексический,
морфологический),
составлять тексты различных жанров, соблюдая
синтаксического
анализа
нормы построения текста (соответствие теме, жанру,
стилю речи и др.)
словосочетания
и
предложения,
под руководством
учителя;
многоаспектного анализа текста с
-установление причинно-следственных связей; точки зрения его основных признаков
построение
логической цепи
рассуждений,
и
структуры, принадлежности
к
доказательство;выдвижениегипотезиих
определенным
функциональным
обоснование;
разновидностям языка, особенностей
-определение формулировки проблемы; проведение
языкового оформления, использования
Познавательные:

анализа проблемы (указание на причины и
вероятные
последствия
еѐ
существования);
- указание на риски, которые могут возникнуть при
достижении цели и обоснование достижимости
поставленной цели; постановка цели на основе
анализа альтернативных способов разрешения
проблемы; -применение известной или описанной в
инструкции
технологии с учётом изменений параметров объекта
(комбинирование нескольких алгоритмов
последовательно
или
параллельно);
- проведение анализа альтернативных ресурсов,
обоснование
их
эффективности;
-внесение
изменений в свою деятельность по
результатам текущего контроля; -предложение
способа убедиться в достижении поставленной цели
и определение показателей
достижения
цели;
-приведение
аргументов
для
использования
полученных при решении задачи ресурсов (знания,
умения, опыт ит.п.) в других видах деятельности с
помощью учителя.

Коммуникативные:
-умение определить цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации с помощью учителя;
- умение самостоятельно договариваться о правилах

выразительных средств языка;
5)
пониманиекоммуникативноэстетическихвозможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной речевой практике

8)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной
литературы
с
помощью учителя.

и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной
перед
группой
задачей;
- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение,
фиксация решения в конце работы; -распределение и
принятие на себя обязанностей в
рамках
выполнения
групповой
работы;
- постановка вопросов на уточнение и понимание
идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями
других членов группы, развитие и уточнение идей
друг друга с помощью учителя;
-указание причин успехов и неудач в деятельности;
- называние трудностей, с которыми столкнулся при
решении задач и предложение путей их преодоления
/ избегания в дальнейшей деятельности; -анализ
собственных мотивов и внешней ситуации при
принятии решений под руководством учителя.
9 класс

Регулятивные:

1) понимание русского языка 1) представление
об
основных
как одной
из основных функциях языка, о роли русского
- содержательные аспекты целей и жизненных национально-культурных
языка как
национального языка
планов;
ценностей русского народа, русского народа, как государственного
- личные планы и перспективы дополняются определяющей роли родного языка Российской Федерации и языка
социальными планами;
языка
в
развитии межнационального общения, о связи
реализация потенциала
субъекта
языка и культуры народа, о роли
через интеллектуальных,
творческих
траекторий
целеполагания
и проектирования
способностей и родного языка в жизни человека и
моральных
качеств
личности, общества;
развития посредством включения в новые виды
его значения в процессе
деятельности и формы сотрудничества;
получения
школьного 2)
освоение базовых
понятий
лингвистики:
лингвистика
и ее
- высокая степень интегрированности
таких образования;
основные разделы; язык и речь,
компонентов самоорганизации, как целеполагание,
анализ

ситуации,

планирование, самоконтроль, 2) осознание эстетической речевое общение, речь устная и
ценности русского
языка; письменная; монолог, диалог и их

волевые усилия;
- оценка продукта своей деятельности по
самостоятельно определенным в соответствии

уважительное отношение к виды; ситуация речевого общения;
родному языку, гордость за разговорная
речь,
научный,

с него; потребность сохранить публицистический,
официальночистоту русского языка как деловой стили, язык художественной
целью
деятельности
критериям; явления
национальной литературы;
жанры
научного,
- умение предложить способ убедиться в
стремление
к публицистического,
официальнодостижении
поставленной цели и показатели культуры;
речевому
делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
достижения
цели. самосовершенствованию;
Познавательные:

3)
достаточный
объем (повествование,
описание,
текст, типы текста;
словарного
запаса
и рассуждение);
основные
единицы
языка, их признаки
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и усвоенных
грамматических и особенности употребления в речи;
средств
для
свободного
выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение
необходимой
информации
из выражения мыслей и чувств в 3) опознавание и анализ основных
процессе речевого общения; единиц
языка,
грамматических
прослушанных текстов различных жанров; определение
основной и
второстепенной способность к самооценке на категорий
языка,
уместное
информации; свободная ориентация и восприятие основе
наблюдения
за употребление
языковых
единиц
адекватно ситуации речевого общения;
текстов
художественного,
научного, собственной речью.
публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств
4) опознавание и анализ основных
массовой информации; умение адекватно, подробно,
единиц
языка,
грамматических
сжато, выборочно передавать содержание текста,
категорий
языка,
уместное
составлять тексты различных жанров, соблюдая
употребление
языковых
единиц
нормы построения текста (соответствие теме, жанру,
адекватно ситуации речевого общения;
стилю речи и др.) с помощью
учителя;
5) проведение
различных видов
-установление причинно-следственных связей; анализа
слова
(фонетический,
построение
логической цепи
рассуждений,
морфемный, словообразовательный,
доказательство;выдвижение гипотезиих
лексический,
морфологический),
обоснование;
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
-определение формулировки проблемы; проведение
многоаспектного
анализа текста с
анализа проблемы (указание
на причины и
точки зрения его основных признаков

вероятные
последствия
её
существования);
- указание на риски, которые могут возникнуть при
достижении цели и обоснование достижимости
поставленной цели; постановка цели на основе
анализа альтернативных способов разрешения
проблемы; -применение известной или описанной в
инструкции
технологии с учётом изменений параметров объекта
(комбинирование нескольких алгоритмов вслед за учителем,
последовательно
или
параллельно);

-приведение
аргументов
для
использования
полученных при решении задачи ресурсов (знания,
умения, опыт ит.п.) в других видах деятельности под
руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные:
-умение определить цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, готовность к гибкой
регуляции собственного речевого поведения с
помощью учителя;
- умение самостоятельно договариваться о правилах
и вопросах для обсуждения в соответствии с

и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
6)
понимание коммуникативноэстетических возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной
речевой
практик
7)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной
литературы
с
помощью учителя.

поставленной
перед
группой
задачей;
- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение,
фиксация решения в конце работы; -распределение и
принятие на себя обязанностей в
рамках
выполнения
групповой
работы;
- постановка вопросов на уточнение и понимание
идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями
других членов группы, развитие и уточнение идей
друг друга под руководством учителя и с помощью
учителя;
-указание причин успехов и неудач в деятельности;
- называние трудностей, с которыми столкнулся при
решении задач и предложение путей их преодоления
/ избегания в дальнейшей деятельности; -анализ
собственных мотивов и внешней ситуации при
принятии решений .

Содержание курса
5 класс
Речь и речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Речевая ситуация и еѐ компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Виды речи
(устная и письменная). Формы речи (диалог, монолог).
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
Текст как продукт речевой деятельности. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы текста:
повествование, описание, рассуждение.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Написание сочинений, писем.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры разговорной речи ( рассказ ,беседа).
Культура речи
Языковая норма, еѐ функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Речевой этикет.
Основные критерии культуры речи.
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке
Русский язык-язык русской художественной литературы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их
использование в речи.
Фонетика, орфоэпия, графика

Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная
роль ударения. Фонетический анализ слова.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков).
Графика как раздел лингвистики. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме
твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j'] на письме.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.
Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем. Морфемный анализ слова.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистическая
окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Основные лексические нормы современного
русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи
омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). лексический анализ слова.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола. Морфологический анализ слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен
прилагательных, глаголов).
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Структурные
типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения,
обращение. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Синтаксический анализ простого сложного предложений. Основные

синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого
предложения, нормы построения предложений с прямой речью). Прямая речь.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Прописная и строчная
буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложении, при прямой
речи, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Написание сочинений, писем.
6 класс
Речь и речевая деятельность
Речевая ситуация и еѐ компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Виды речи (устная и письменная). Формы
речи (диалог и монолог).
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Формально-смысловое единство текста и его коммуникативная направленность: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация.
Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Информационная переработка текста (план).
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа).
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык

межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Выдающиеся
отечественные лингвисты.
Культура речи
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные).
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Фонетика, орфоэпия, графика
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков, ударение в отдельных грамматических формах). Орфоэпический словарь.
Прописные и строчные буквы.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень.
Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный и морфемный словари.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Профессионализмы, диалектизмы. Словари. Стилистическая помета в словаре.
Понятие об этимологии.
Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные)
части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола. Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы
русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов).
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Знаки препинания и их функции.

7 класс
Речь и речевая деятельность
Речевая ситуация и еѐ компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Виды речи (устная и письменная). Формы
речи (диалог, полилог).
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Написание сочинений, писем.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа), официально-делового стиля ( расписка, доверенность, заявление).
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного

творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Культура речи
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические).
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Фонетика, орфоэпия, графика
Фонетическая транскрипция. Основные нормы произношения слов.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Словообразующая морфема.
Морфемный анализ слова.

Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место
причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные
морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм причастий, деепричастий, наречий).
Омонимия слов разных частей речи.
Синтаксис
Структурные типы простых предложений (предложения осложненной и неосложненной структуры).
Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, при прямой речи, в диалоге.

8 класс
Речь и речевая деятельность
Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, очерк, интервью).
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста. Информационная переработка текста
(план, конспект, аннотация).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Интонация, еѐ функции. Основные элементы интонации.
Основные нормы интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, доклад, тезисы),
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, интервью).
Культура речи
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические). Вариативность
нормы.
Общие сведения о языке
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка.

Морфемика и словообразование
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа
предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений
(двусоставные и односоставные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных
предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью). Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании. Сочетание знаков
препинания.
9 класс
Речь. Речевая деятельность
Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор);
научного стиля и устной научной речи (доклад, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи
(выступление, обсуждение, статья, интервью); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Русский язык в современном мире.
Культура речи
Культура речи и еѐ основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Фонетика, орфоэпия, графика
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.
Морфология
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Обособленные
члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства
выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы построения сложносочиненного предложения;
нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении;
построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы»,
союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения).
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Пунктуация. Знаки препинания и их функции.

Тематическое планирование
Разделы

5 класс
(175 ч.)
17

6 класс
(210 ч.)
6

7 класс
(140 ч.)
11

8 класс
(105 ч.)
5

9 класс
(102 ч.)
11

Речь.
Речевая
деятельность

2

6

4

-

-

Культура речи

36

31

21

18

16

Фонетика,
и графика

12

-

-

-

-

Морфемика,
словообразование

18

31

-

-

-

Лексикология,
фразеология

6

13

-

-

-

Морфология

56

113

95

-

-

Синтаксис

23

-

76

67

4

9

8

5

7

1

1

1

1

1

Вспоминаем,
повторяем, изучаем

орфоэпия

Правописание:
орфография
пунктуация
Итоговый контроль

и

Описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной деятельности по каждому классу
В промежуточной аттестации обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом ГОС ООО. Комплекты изложений с творческим
заданием с пометой «К» имеют свою специфику. При этом тексты для изложений подбираются повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной
линией, четким изложением последовательных событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц.
Обучающие должны написать изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Наличие плана не является обязательным требованием в 8-9 классах. В 5-6 – план обязателен. Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы
в форме изложения с творческим заданием. При оценивании работы рекомендуется взять за основу Критерии оценки подробного или сжатого изложения( См. ГВЭ 9. Спецификация Тексты с литерой «К»). Текст изложения зачитывается трижды, интервалы между прочтениями 2,5 или 3 минуты ( в это время школьники
работают с черновиком)

При проверке изложений оценивается сформированность следующих умений:
подробно или сжато передавать информацию, содержащуюся в тексте;
выделять главную мысль каждой микротемы;
точно излагать содержание прослушанного текста;
оформлять текст в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическим, речевыми нормами современного русского литературного языка.
В 5-6 классах проводится подробное изложение с творческим заданием. На работу отводится 2 часа
В 7 - 8 классах на работу отводится 2,5 часа.
Примеры промежуточных аттестаций в форме ГВЭ для 5-8 классов
1) 5 класс
Подробное изложение с элементами сочинения, например, текст «Сирень» Задание творческого характера: Опишите чувства, которые вызывает у вас цветущая
сирень. Где и какого цвета сирень растет в окрестностях вашего дома, школы?
2) 6 класс
Подробное изложение с элементами сочинения, например, текст «Снегири». Задание творческого характера: Выскажите свое мнение о содержании животных в
неволе(клетке, зоопарке и т.д.)
3) 7 класс
Сжатое изложение с творческим заданием. Например, »Книга о Рахманинове»
Творческое задание: Опишите ваше отношение к музыке. Какую музыку вы любите и почему? Каких композиторов вы знаете? или вариант № 2
Сжатое или подробное изложение (на выбор) «Надпись на могиле Суворова»
Творческое задание: Почему, по вашему мнению, Г.Державин предложил написать на могиле А.В. Суворова такую простую и короткую фразу?
Дайте аргументированный ответ на вопрос.
4) 8 класс
Сжатое изложение « Первый космонавт»
Творческое задание: Напишите, почему, по вашему мнению, первым в космосе оказался Юрий Гагарин?
Дайте аргументированный ответ на вопрос.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».