Аннотация к рабочей программе Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования), авторской программы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — З-е изд. — М.: Просвещение, 2014. - 63 с. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень. 1.Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные: - оценивает и корректирует своѐ поведение в социальной среде; -мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; -воспитание активной позиции к общественной жизни класса, школы и затем страны; - воспитание любви к своей малой Родине и к своему Отечеству; 5 класс Метапредметные: Р.: - определять цель, проблему в деятельности; - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; - планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации, используя ИКТ; - работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки; П.: - способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; - способность выделять главное в тексте и второстепенное; способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). К.: - излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; - понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); - создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; Предметные: Выпускник научится: - характеризовать явление или процесс жизни человека; - описывать внешние качества человека, показывать как они связаны с внутренним миром; - называть и характеризовать обязанности граждан по Конституции РФ; - объяснять, почему защита Отечества является священным долгом гражданина; - характеризовать задачи семьи и школы; - объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны; - давать определения по теме, обобщать и систематизировать знания по разделу; - осознают важность моральных качеств человека для полноценного развития самого и общества; Выпускник получит возможность научиться: - выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; - моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы; использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; Личностные: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные: на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов. 6 класс Метапредметные: Р.: - способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности; приводить примеры из собственного жизненного опыта, из кинофильмов и литературы относительно темы урока; - работать с информацией в виде схемы и таблицы. умении выполнять перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); П.: - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; использование элементов причинно-следственного анализа; исследование несложных реальных связей и зависимостей; К.: - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - понимать позицию другого, выраженную в явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); - создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно; Предметные: Выпускник научится: - формулировать понятие общество, человек, личность, внутренний мир человека, семья, брак и т.д. - характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; - определять, в чем состоят особенности - межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах; - отличать добрые поступки от злых; - определять понятия «нравственность» и «безнравственность». - анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Выпускник получит возможность научиться: - выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; - оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; - организовывать свою познавательную деятельность; на основе полученных знаний оценивать и развивать свои способности; оценивать социальную значимость здорового образа жизни; - анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников. Личностные: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные: на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, на признании равноправия народов. применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. 7 класс Метапредметные: Р.: - умение прогнозировать результатов уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу; - составлять план и последовательность действий; - самостоятельно формулировать цели, ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; - умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; П.: - находить нужную социальную информацию в различных источниках; умение применять основные обществоведческие термины и понятия; умение привлекать информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи; - самостоятельно выделять и формулировать цели, анализировать вопросы и ответы; - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К.: - умение взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвуя в дискуссии, принимая другое мнение и позицию, допуская существование различных точек зрения; - умение слушать друг друга, понимать позицию партнера, в т.ч. и отличную от своей, Предметные: Выпускник научится: - называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета; - определять, почему человеческому обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка в обществе, в чем смысл справедливости, почему свобода не может быть безграничной; определять, кого называют законопослушным человеком, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних, функции правоохранительных органов; - определять, как экономика служит людям, какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики, как взаимодействуют, что такое прибыль, виды затрат, роль бизнеса в экономике, что такое ресурсы семьи; - составлять бюджет семьи, - давать определение понятия «экологическая мораль», характеризовать правила экологической морали. Выпускник получит возможность научиться: - выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека; - оценивать роль деятельности в жизни человека и общества; - организовывать свою познавательную деятельность; согласовывать действия с партнером. Личностные: - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; -применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную на основе полученных знаний оценивать и развивать свои способности; - моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы; - выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; - использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие. 8 класс Метапредметные: Р.: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе Предметные: Выпускник научится: - представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; - умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности; - умения находить нужную социальную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания. достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. П.: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, информацию в педагогически отобранных источника, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); - давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; - умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций,- установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; - понимание значения коммуникации в мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Личностные: -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на 9 класс Метапредметные: Р.: - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий межличностном общении; Выпускник получит возможность научиться: - выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития; использовать элементы причинноследственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; - критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры как шоубизнес и мода; - находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека. Предметные: Выпускник научится: - знать ряд ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять с их позиций явления социальной действительности; идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); - определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; - оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. - использование элементов причинноследственного анализа; П.: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; - уметь находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - знать основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; Выпускник получит возможность научиться: использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике семейных конфликтов; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа; осознавать значение гражданской - перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; К.: - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы; - показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире; - осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства; - использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ; оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению,самореализации, самоконтролю. 2. Содержание курса 5 класс Человек. Деятельность человека Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Труд. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления. Социальные нормы Гражданственность и патриотизм. Сфера духовной культуры Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Социальная сфера жизни общества Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Россия – многонациональное государство. Гражданин и государство. Наше государство – Российская Федерация. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Экономика Товары и услуги. Заработная плата и стимулирование труда. Экономические функции семьи. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. 6 класс Человек. Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Познание человеком мира и самого себя. Способности и потребности человека. Особые потребности человека с ограниченными возможностями. Общение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления. Социальные нормы Мораль, ее основные принципы. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Гуманизм. Экономика. Выбор профессии. 7 класс Человек. Деятельность человека. Общение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления. Общество Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения. Коррупция – социально опасное явление. Социальные нормы Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Уважение социального многообразия. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Гражданин и государство Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Правоохранительные органы. Основы российского законодательства Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды преступлений. Цели наказаний. Виды наказаний. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы. Производство – основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Каким должен быть современный работник. Заработная плата и стимулирование труда. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. 8 класс Человек. Деятельность человека. Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Общество Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Социальные нормы Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Социализация личности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни. Сфера духовной культуры Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический процесс в современном обществе. Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности. Социальная сфера жизни общества Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути из разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства. Экономика Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция. 9 класс Социальные нормы Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия Политическая сфера жизни общества Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление. Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан участвовать в управлении делами государства. Гражданин и государство Конституция РФ – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя РФ. Россия – федеративное государство. Субъекты государства. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы. Гражданство РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Основы российского законодательства Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Правовое регулирование в сфере образования. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. 3. Тематический план № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Раздел Человек. Деятельность человека Общество Социальные нормы Сфера духовной культуры Социальная сфера жизни общества Политическая сфера жизни Гражданин и государство Основы российского законодательства Экономика Итоговое обобщение Промежуточная аттестация Итого 5 класс 6 класс 8 класс 9 класс 22 7 класс Количество часов 8 8 1 - 1 5 7 8 - 1 4 - 5 4 6 4 3 - 5 - - 4 7 - 9 7 13 6 2 1 35 часа 2 2 1 35 часа 8 2 1 35 часов 12 2 1 35 часов 3 35 часов