Рабочая программа по обществознанию на ступень основного образования (5-9 классы).pdf

Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и обеспечивает
конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы
(основного общего образования), авторской программы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н.
Боголюбова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. — З-е изд.
— М.: Просвещение, 2014. - 63 с. Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного
общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
- оценивает и корректирует своѐ поведение в
социальной среде;
-мотивированность
на
посильное
и
созидательное участие в жизни общества;
-воспитание
активной
позиции
к
общественной жизни класса, школы и затем
страны;
- воспитание любви к своей малой Родине и к
своему Отечеству;

5 класс
Метапредметные:
Р.: - определять цель, проблему в
деятельности;
- выдвигать версии, выбирать средства
достижения цели в группе и индивидуально;
- планировать деятельность в учебной и
жизненной ситуации, используя ИКТ;
- работать по плану, сверяясь с целью,
находить и исправлять ошибки, в т.ч.
самостоятельно;
- оценивать степень и способы достижения
цели в учебных и жизненных ситуациях,
самостоятельно исправлять ошибки;
П.: - способность осуществлять поиск нужной
информации по заданной теме в источниках
различного типа;
- способность выделять главное в тексте и
второстепенное;
способность
выстраивать
ответ
в
соответствии с заданием, целью (сжато, полно,
выборочно).
К.: - излагать свое мнение (в монологе,
диалоге), аргументируя его, подтверждая
фактами,
выдвигая
контраргументы
в
дискуссии;
- понимать позицию другого, выраженную в
явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с
автором текста);
- создавать устные и письменные тексты для
решения разных задач общения – с помощью и
самостоятельно;

Предметные:
Выпускник научится:
- характеризовать явление или процесс жизни
человека;
- описывать внешние качества человека,
показывать как они связаны с внутренним
миром; - называть и характеризовать
обязанности граждан по Конституции РФ;
- объяснять, почему защита Отечества
является священным долгом гражданина;
- характеризовать задачи семьи и школы;
- объяснять смысл понятия «государственные
символы», для чего они нужны;
- давать определения по теме, обобщать и
систематизировать знания по разделу;
- осознают важность моральных качеств
человека для полноценного развития самого и
общества;
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;
- моделировать возможные последствия
позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы;
использовать
элементы
причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и
человека;

Личностные:
- мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в
общественной жизни;
- заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии жизни общества, в
благополучии и процветании своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные:
на идеях патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, на отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей
ценности,
на стремлении к укреплению исторически
сложившегося
государственного
единства, на признании равноправия
народов.

6 класс
Метапредметные:
Р.: - способность анализировать реальные
социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности;
приводить
примеры
из
собственного
жизненного опыта, из кинофильмов и литературы
относительно темы урока;
- работать с информацией в виде схемы и
таблицы.
умении выполнять перевод информации из
одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
П.: - умении выполнять познавательные и
практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на
уроках и в доступной социальной практике, на:
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа; использование элементов
причинно-следственного анализа; исследование
несложных реальных связей и зависимостей;
К.:
- овладении различными видами публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
- понимать позицию другого, выраженную в
явном и не явном виде (в т.ч. вести диалог с
автором текста);
- создавать устные и письменные тексты для
решения разных задач общения – с помощью и
самостоятельно;

Предметные:
Выпускник научится:
- формулировать понятие общество, человек,
личность, внутренний мир человека, семья,
брак и т.д.
- характеризовать свои потребности и
способности; проявлять личностные свойства
в основных видах деятельности;
- определять, в чем состоят особенности
- межличностных отношений; анализировать
взаимоотношения людей на конкретных
примерах;
- отличать добрые поступки от злых;
- определять понятия «нравственность» и
«безнравственность».
- анализировать свои поступки и отношения к
окружающим людям.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни
человека и общества;
- организовывать свою познавательную
деятельность;
на основе полученных знаний оценивать и
развивать свои способности;
оценивать
социальную
значимость
здорового образа жизни;
- анализировать с опорой на полученные
знания
несложную
экономическую
информацию,
получаемую
из
неадаптированных источников.

Личностные:
- мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в
общественной жизни;
- заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные:
на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности,
на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства,
на признании равноправия народов.
применяют
правила
делового
сотрудничества, сравнивают разные точки
зрения, оценивают собственную учебную
деятельность, выражают положительное
отношение к процессу познания.

7 класс
Метапредметные:
Р.: - умение прогнозировать результатов
уровня усвоения изучаемого материала,
принимают и сохраняют учебную задачу;
- составлять план и последовательность
действий;
- самостоятельно формулировать цели, ставить
учебную задачу на основе того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще не
известно;
- умение определять последовательность
промежуточных целей с учетом конечного
результата, умение выбирать наиболее
эффективные
способы
решения
задач,
контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности;
П.: - находить нужную социальную
информацию в различных источниках;
умение
применять
основные
обществоведческие термины и понятия;
умение
привлекать
информацию,
полученную ранее, для решения учебной
задачи;
- самостоятельно выделять и формулировать
цели, анализировать вопросы и ответы;
- устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости между объектами.
К.:
- умение взаимодействовать в ходе групповой
работы, вести диалог, участвуя в дискуссии,
принимая другое мнение и позицию, допуская
существование различных точек зрения;
- умение слушать друг друга, понимать
позицию партнера, в т.ч. и отличную от своей,

Предметные:
Выпускник научится:
- называть различные виды правил, приводить
примеры индивидуальных и групповых
привычек, объяснять, зачем в обществе
приняты различные правила этикета;
- определять, почему человеческому обществу
нужен порядок, каковы способы установления
порядка в обществе, в чем смысл
справедливости, почему свобода не может
быть безграничной;
определять,
кого
называют
законопослушным
человеком,
признаки
противоправного поведения, особенности
наказания несовершеннолетних, функции
правоохранительных органов;
- определять, как экономика служит людям,
какая форма хозяйствования наиболее
успешно решает цели экономики, как
взаимодействуют, что такое прибыль, виды
затрат, роль бизнеса в экономике, что такое
ресурсы семьи;
- составлять бюджет семьи,
- давать определение понятия «экологическая
мораль»,
характеризовать
правила
экологической морали.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические
задания, основанные на ситуациях, связанных
с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни
человека и общества;
- организовывать свою познавательную
деятельность;

согласовывать действия с партнером.

Личностные:
- мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии различных сторон
жизни общества, благополучия и процветания
своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях
патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
на отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности;
-применяют
правила
делового
сотрудничества, сравнивают разные точки
зрения, оценивают собственную учебную

на основе полученных знаний оценивать и
развивать свои способности;
- моделировать возможные последствия
позитивного и негативного воздействия
группы на человека, делать выводы;
- выявлять причинно-следственные связи
общественных явлений и характеризовать
основные
направления
общественного
развития;
- использовать знания и умения для
формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ;
оценивать
сущность
и
значение
правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и
развитие.

8 класс
Метапредметные:
Р.: - умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учѐбе и
познавательной
деятельности,
развивать
мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе

Предметные:
Выпускник научится:
- представление об обществе и человеке, о
сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности
людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных
социальных объектах;
- умение объяснять с опорой на эти понятия
явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки,
необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных ролей в
пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную

деятельность,
выражают
положительное
отношение к процессу познания.

достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения
учебной задачи, собственные возможности еѐ
решения;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной
и познавательной деятельности.
П.: - умение определять понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
умение
создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости между объектами.
К.:
умение организовывать
учебное
сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
работать индивидуально
и
в
группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и
учѐта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств,

информацию в педагогически отобранных
источника, адекватно ее воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить их с собственными знаниями);
- давать оценку общественным явлениям с
позиций
одобряемых
в
современном
российском обществе социальных ценностей;
- знание основных нравственных и правовых
понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной
жизни;
- умение применять эти нормы и правила к
анализу и оценке реальных социальных
ситуаций,- установка на необходимость
руководствоваться
этими
нормами
и
правилами в собственной повседневной
жизни;
- знание особенностей труда как одного из
основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в
современном обществе, правовых норм,
регулирующих
трудовую
деятельность
несовершеннолетних;
знание
определяющих
признаков
коммуникативной деятельности в сравнении с
другими видами деятельности;
знание
новых
возможностей
для
коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства
связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
- понимание значения коммуникации в

мыслей и потребностей;
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.

Личностные:
-мотивированность и направленность на
активное и созидательное участие в будущем
в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном
успехе, но и в развитии различных сторон
жизни
общества,
в
благополучии
и
процветании
своей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на

9 класс
Метапредметные:
Р.: - умении сознательно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы
социальной действительности с научных,
социально-философских
позиций;
рассматривать их комплексно в контексте
сложившихся
реалий

межличностном общении;
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять причинно-следственные связи
общественных явлений и характеризовать
основные
направления
общественного
развития;
использовать
элементы
причинноследственного анализа для понимания влияния
моральных устоев на развитие общества и
человека;
- критически воспринимать сообщения и
рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры как шоубизнес и мода;
- находить и извлекать социальную
информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников
различного типа;
- решать с опорой на полученные знания
познавательные
задачи,
отражающие
типичные ситуации в экономической сфере
деятельности человека.

Предметные:
Выпускник научится:
- знать ряд ключевых понятий базовых для
школьного обществознания наук: социологии,
экономической
теории,
политологии,
культурологии,
правоведения,
этики,
социальной психологии и философии; уметь
объяснять с их позиций явления социальной
действительности;

идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его
правам и свободам как высшей ценности; на
стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на
признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в
важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями.

и
возможных
перспектив;
- способности анализировать реальные
социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в
рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
- определение сущностных характеристик
изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки
объектов;
- оценку своих учебных достижений,
поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в
окружающей
среде;
выполнение
в
повседневной жизни этических и правовых
норм,
экологических
требований;
- определение собственного отношения к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки зрения.
- использование элементов причинноследственного
анализа;
П.: - умение определять понятия, создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
умение
создавать,
применять
и
преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных задач;
- устанавливать причинно-следственные связи
и зависимости между объектами.

- знания, умения и ценностные установки,
необходимые для сознательного выполнения
основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
- уметь находить нужную социальную
информацию
в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные обществоведческие термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций
одобряемых
в
современном
российском обществе социальных ценностей;
- знать основных нравственных и правовых
понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной
жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться
этими
нормами
и
правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность
гуманистическим
и
демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать
элементы
причинноследственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
находить
и
извлекать
социальную
информацию о государственной семейной
политике из адаптированных источников
различного типа;
осознавать
значение
гражданской

- перевод информации из одной знаковой
системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор
знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной
ситуации;
- поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
К.: - овладении различными видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим
нормам и правилам ведения диалога;
работать индивидуально
и
в
группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и
учѐта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые
средства
в
соответствии
с
задачей
коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей;
планирования
и
регуляции
своей
деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.

активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства; соотносить
различные оценки политических событий и
процессов и делать обоснованные выводы;
- показывать влияние происходящих в
обществе изменений на положение России в
мире;
- осознавать значение патриотической
позиции в укреплении нашего государства;
- использовать знания и умения для
формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности
гражданина РФ;
оценивать
сущность
и
значение
правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и
развитие;
осознанно
содействовать
защите
правопорядка
в
обществе
правовыми
способами и средствами;
использовать
знания
и
умения
для
формирования
способности
к
личному
самоопределению,самореализации,
самоконтролю.

2. Содержание курса
5 класс
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Основные возрастные периоды жизни человека.
Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Способности и потребности человека. Труд.
Правомерное поведение –
как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы
коррупционного повеления.
Социальные нормы
Гражданственность и патриотизм.
Сфера духовной культуры
Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего
образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.
Социальная сфера жизни общества
Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Россия –
многонациональное государство.
Гражданин и государство.
Наше государство – Российская Федерация. Гражданство Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина
РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ.
Экономика
Товары и услуги. Заработная плата и стимулирование труда. Экономические функции семьи. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
6 класс
Человек. Деятельность человека.
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности.
Игра, труд, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества. Познание человеком мира и самого себя. Способности и потребности человека.
Особые потребности человека с ограниченными возможностями. Общение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые
отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.
Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления.
Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы. Золотое правило нравственности. Добро и зло. Гуманизм.
Экономика.
Выбор профессии.
7 класс
Человек. Деятельность человека.

Общение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и
способы их разрешения. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры – основа свободы личности. Мотивы коррупционного
повеления.
Общество
Взаимосвязь общества и природы. Экологический кризис и пути его разрешения. Коррупция – социально опасное явление.
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные
нормы. Общественные ценности. Уважение социального многообразия. Право, его роль в жизни человека, общества и государства.
Гражданин и государство
Конституционные права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан. Правоохранительные органы.
Основы российского законодательства
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды преступлений. Цели наказаний. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы. Производство – основа экономики. Распределение. Обмен.
Потребление. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Каким должен
быть современный работник. Заработная плата и стимулирование труда. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи.
8 класс
Человек. Деятельность человека.
Биологическое и социальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы
жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность
международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу
жизнь. Современное российское общество, особенности его развития. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного
общества. Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов.
Социальные нормы
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое
правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Социализация личности. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры

Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научно-технический процесс в современном обществе.
Развитие науки в России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.
Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии. Роль
религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли
в подростковом возрасте. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути из разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание.
Отношения между нациями. Социальная политика Российского государства.
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Собственность. Инфляция, ее последствия. Типы экономических
систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Роль государства в
экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни,
здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита
от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Активы и пассивы. Личный финансовый
план. Сбережения. Инфляция.
9 класс
Социальные нормы
Право, его роль в жизни человека, общества, государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя
политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные
признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.
Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой информации; право граждан
участвовать в управлении делами государства.
Гражданин и государство
Конституция РФ – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя РФ. Россия – федеративное государство.
Субъекты государства. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные
функции. Федеральное Собрание РФ. Правительство РФ. Судебная система РФ. Правоохранительные органы. Гражданство РФ. Конституционные
права и свободы человека и гражданина в РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и
правах ребенка.

Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность.
Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности. Гражданские
правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы
защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности
человека. Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения
родителей. Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
Правовое регулирование в сфере образования. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных
конфликтов.
Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.

3. Тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Раздел
Человек. Деятельность
человека
Общество
Социальные нормы
Сфера духовной культуры
Социальная сфера жизни
общества
Политическая сфера жизни
Гражданин и государство
Основы российского
законодательства
Экономика
Итоговое обобщение
Промежуточная аттестация
Итого

5 класс

6 класс

8 класс

9 класс

22

7 класс
Количество часов
8

8

1

-

1
5
7

8
-

1
4
-

5
4
6
4

3
-

5
-

-

4
7

-

9
7
13

6
2
1
35 часа

2
2
1
35 часа

8
2
1
35 часов

12
2
1
35 часов

3
35 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».