Рабочая программа по истории на основную ступень (7-9 класс).pdf

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта общего образования по предмету «История» с учетом историко-культурного
стандарта
По данной программе занимаются классы с 7 по 9.
Образовательная область: «Общественные дисциплины»
Особенности структуры и содержания программы
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль
в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям,
развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся
формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о
выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте
человечества и историческом пути российского народа важны для понимания
современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся
информационном пространстве.
В старших классах общеобразовательной школы предполагается изучение на более
высоком уровне, чем в основной школе. Курс истории строится по проблемнохронологическому или проблемному принципу. Объектом изучения являются основные
вехи цивилизационного развития.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве
обязательного предмета в 7—9 классах по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и
«Всеобщая история», изложенные в примерной программе основного общего образования
«История» раздельно.
Цели
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
 воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и
свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
 освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной
истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
 овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с
различными источниками исторической информации;
 формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически
сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
 применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах
социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Отбор содержания и последовательность логики изучения соответствует федеральному
компоненту государственного стандарта, Кодификатору элементов содержания по
истории России для составления контрольных измерительных материалов
Государственной Итоговой Аттестации,
примерной образовательной программе
основного общего и среднего (полного) образования.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История»
на этапе основного общего образования.в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70
часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа рассчитана на 350
учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в
объеме 55 учебных часов (или 15,7 %) для реализации авторских подходов, использования
разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов
обучения и педагогических технологий.
Межпредметные связи:
Обществознание: наращивание единой с историей системы обществоведческих понятий,
структуры общественных связей.
Литература: общая с историей ориентация на интерес личности подростка к
внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений, проявляемая в схожих
формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений, действий
литературных и исторических персонажей.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура
географических названий.
Биология: общие закономерности развития биологических видов, позволяющие находить
общее и различное с развитием человеческого общества.
Всемирная история и история Отечества: место России в общем потоке развития
человечества и цивилизаций.
Результаты обучения и усвоение содержания курса истории.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших
дней; выдающихсядеятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития;

изученные виды исторических источников;
уметь

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность идлительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач;сравнивать свидетельства разных источников;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, местазначительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов,дат, терминов;

давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста
ииллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

использовать приобретенныезнания при написании творческих работ (в том числе
сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять
существенные черты историческихпроцессов, явлений и событий; группировать
исторические явления и события по заданному признаку;



объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность
и различия сравниваемыхисторических событий и явлений; определять на основе
учебного материала причины и следствия важнейшихисторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщейистории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и
мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в
общении с людьмидругой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание курса
7 класс
История нового времени
Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических
отношений. Колониальные захваты. Начало процесса модернизации в Европе XVI - XVII
вв. Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М. Лютер. Ж.
Кальвин. И. Лойола. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Нидерландская и
английская буржуазные революции. Переход от аграрного к индустриальному обществу в
Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения.
Война за независимость и образование США. Великая французская революция.
Культурное наследие Нового времени.
История России
Российское государство во второй половине XV - XVII вв.
Смутное время. Установление крепостного права. Прекращение династии Рюриковичей.
Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К. Минин. Д. Пожарский. Россия при
первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Соборное уложение 1649 г.
Юридическое оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Мануфактуры.
Приказная система. Отмена местничества. Церковный раскол. Никон и Аввакум.
Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России
в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии.
Завершение присоединения Сибири.
Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.
Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский кремль.
Андрей Рублев. Книгопечатание. Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и
нравы допетровской Руси. Родной край (с древнейших времен до конца XVII в.)
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Заводское строительство. Создание
регулярной армии и флота. Северная война. Образование российской империи.
Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству. Дворцовые перевороты.
Фаворитизм. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм
Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И. Пугачев. Россия

в войнах второй половины XVIII в. А.В. Суворов. Ф.Ф. Ушаков. Присоединение новых
территорий.
Российская культура в XVIII - начале XX вв.
Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и
искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. Родной край (в
XVIII - начале XX вв.)
Национально-региональный компонент. Урал в Новое время.
8 класс
Всеобщая история.
История нового времени
Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз. Европейские
революции XIX в. Гражданская война в США. А. Линкольн. Формирование идеологии
либерализма, социализма, консерватизма. Национальные идеи и образование единых
государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Социальный реформизм во второй
половине XIX - начале XX вв. Народы юго-восточной Европы в XIX в.. Провозглашение
независимых государств в латинской Америке в XIX в. Монополистический капитализм.
Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение
противоречий в развитии индустриального общества. Кризис традиционного общества в
странах Азии на рубеже XIX - XX вв. Начало модернизации в Японии. Международные
отношения в Новое время. Первая мировая война: причины, участники, основные этапы
военных действий, итоги. Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной
картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис
индустриального общества на рубеже XIX - XX вв. Культурное наследие Нового времени.
История России
Россия в XVIII - середине XIX вв.
Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война
1812 г. Россия и образование священного союза. Крепостнический характер экономики и
зарождение капиталистических отношений. Движение декабристов. Общественная мысль
во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология, западники и
славянофилы,
утопический
социализм.
Начало
промышленного
переворота.
Присоединение Кавказа. Крымская война.
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Великие реформы 1860 - 1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права. Завершение
промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества.
Контрреформы 1880-х гг. Общественные движения второй половины XIX в.
Национальная политика. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Россия в военнополитических блоках. Промышленный подъем на рубеже XIX - XX вв. Государственный
капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.
Российская культура в XVIII - начале XX вв.
Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Демократические тенденции в культурной жизни на
рубеже XIX - XX вв. Родной край (начале XX вв.)
Национально-региональный компонент. Урал в Новое время.
9 класс
Новейшая история и современность

Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции
в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых
государств. М. Ганди, Сунь Ятсен. Ведущие страны Запада в 1920-х - 1930-х гг.: от
стабилизации к экономическому кризису. "Новый курс" в США. Формирование
тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.
Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Пацифизм и милитаризм в 1920 - 1930-х гг.
Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Вторая мировая война:
причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция.
Ф.Д. Рузвельт. И.В. Сталин, У. Черчилль. "Новый порядок" на оккупированных
территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны.
Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад
колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Научнотехническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство.
"Общество потребления". Кризис индустриального общества в конце 60-х - 70-х гг.
Эволюция политической идеологии во второй половине XX в. Становление
информационного общества. Утверждение и падение коммунистических режимов в
странах Центральной и Восточной Европы. Авторитаризм и демократия в латинской
Америке xx в. Выбор путей развития государствами Азии и Африки. Распад
"двухполюсного мира". Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир
в начале XXI в. Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в
современном обществе.
Культурное наследие XX в.
История России
Россия во второй половине XIX - начале XX вв.
Русско-японская война. Революция 1905 - 1907 гг. Манифест 17 октября.
Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная
реформа. Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Революция
в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Советская Россия - СССР в 1917 - 1991 гг.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Учредительное собрание.
Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской
империи. Выход России из первой мировой войны. Гражданская война. Красные и белые.
Иностранная интервенция. "Военный коммунизм". Новая экономическая политика.
Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения
социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация
сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование
централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата.
И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных
отношений в 1920-х - 1930-х гг. СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная
война 1941 - 1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение.
Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе в войны. Вклад
СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на
оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской
коалиции. Итоги Великой Отечественной войны. Послевоенное восстановление хозяйства.
Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. "Оттепель". XX съезд КПСС. Н.С.
Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов

экономического развития. "Застой". Л.И. Брежнев. Кризис советской системы. Внешняя
политика СССР в 1945 - 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического
паритета. Разрядка. Афганская война. Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии
"ускорения". Демократизация политической жизни. М.С. Горбачев. Обострение
межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР.
Образование СНГ.
Культура советского общества.
Утверждение
марксистско-ленинской
идеологии.
Ликвидация
неграмотности.
Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского
образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе. Современная
Россия Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н. Ельцин.
Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции
Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В. Путин. Курс на
укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе. Родной край (в XX
вв.)
Национально-региональный компонент. Урал в Новейшее время.
Тематический план
7 класс
Всемирная история
Название раздела
Количество
часов
История Нового времени
27

Итого

Итого: 70

27

История России
Название раздела
Российское
государство
второй половине XV - XVII вв.

Количество
часов
во
12

Культура народов нашей страны
с древнейших времен до конца
XVII в.

3

Россия в XVIII - середине XIX
вв.
Российская культура в XVIII начале XX вв.

21

Национально-региональный
компонент
Промежуточная аттестация
Итого

2

4

1
43

8 класс
Всемирная история
Название раздела
Количество
часов
27
История нового времени

Всего

27

История России
Название раздела

Количество
часов
12
Россия в XVIII - середине XIX
вв.
Россия во второй половине XIX
- начале XX вв.

25

Российская культура в XVIII начале XX вв.

4

Итоговое повторение
Промежуточная аттестация
Всего

1
1
43

Итого: 70
9 класс
Всемирная история
Название раздела
Количество
часов
Новейшая
история
и
27
современность

Всего
ИТОГО: 70

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

27

История России
Название раздела

Количество
часов
8
Россия во второй половине XIX
- начале XX вв.
28
Советская Россия - СССР в
1917 - 1991 гг.
4
Культура советского общества.
1
Национально-региональный
компонент. Урал в Новейшее
время.
Итоговое повторение
Всего

2
43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».