Рабочая программа по обществознанию на основную ступень (7-9 класс).pdf

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года по
предмету «Обществознание», Обществознание . 5-9 классы: рабочие программы по учебникам А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой, Волгоград:
Учитель, 2012, «Обществознание. Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений» Москва, «Русское слово», 2012г.,
«Обществознание. Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» Москва, «Русское слово», 2009г., а также
учитывая учебный план МАОУ «Косулинская СОШ №8» на 2016-2017 учебный год.
Образовательная область: «Общественные дисциплины»
Особенности структуры и содержания программы
Курс «Обществознание» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний,
утвержденного министерством образования Российской Федерации. Этот курс строится с учетом того, что учащиеся, учащиеся, освоившие
определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющих определенный социальный опыт, готовы к
восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии. Изучение курса призвано содействовать формированию у
учащихся целостного преставления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре,
политических институтов, экономической и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Этот курс, в отличие от
других дисциплин, наиболее чувствителен к национальной специфики нашей страны, социальным проблемам общества, проблемам простых
людей.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных
дисциплин: истории, литературы, географии, философии, экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Цели и задачи курса:

 развитие личности в ответственный период социального взросления учащихся, ее познавательных интересов, критического мышления в

процессе восприятия информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического
образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам; приверженности

гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных

социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизм реализации и защиты прав
человека и гражданина;
 овладение умениями применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и

гражданско- общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей
и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно- бытовых отношениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного
изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35
часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв
свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных
форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Межпредметные связи:
Литература: общая с обществознанием ориентация на интерес личности подростка к внутреннему духовному миру и миру
межличностных отношений, проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и исторических явлений,
действий литературных и исторических персонажей.

География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Всемирная история и история Отечества: место России в общем потоке развития человечества и цивилизаций.
Философия: одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.
Политология: рассматривает особую сферу жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственнополитической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить
функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Культурология: наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как
целостность. Еѐ предметом являются объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, памятники,
явления

и

события

материальной

и

духовной

жизни

людей.

Социология: рассматривает общество с разных сторон: и как целостную систему, и как отдельные.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 сущность общества как формы совместной деятельности людей;
 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь
 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные

социальные роли;
 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия че-

ловека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами

социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рацио-

нальности;
 решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отра-

жающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие

адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
 самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
 общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
 нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
 первичного анализа и использования социальной информации;
 сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Предусмотрены следующие формы работы:
1. Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа или печатным текстом после объяснения материала и
выполнение задания в рабочей тетради;
2. Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без
объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;

3. Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с
возможностью консультации у учителя;
4. Беседа – изучение новой темы, целиком опирающееся на ранее изученный материал, коллективная работа класса;
5. Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем
классом для закрепления материала.
6. Тестовая работа – проверка степени усвоения материала путем тестирования.
7. Проект- самостоятельная исследовательская работа учащихся.
Спецификой нашего ОУ

является наличие коррекционные классы (6,7,8,9). Им предлагается изучать учебный материал на

репродуктивном уровне.
Основные виды деятельности:
 Списывание с учебника;
 Работа с иллюстрациями;
 Чтение и комментирование прочитанного;

В результате такие учащиеся должны:
Знать:
 Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
 Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
 Содержание и значение социальных норм;

Уметь:
 Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
 Соотносить содержание иллюстрированного материала с текстом учебника;
 Описывать основные социальные объекты, человека как социально- деятельное существо;

 Пересказывать содержание изученного материала близко к тексту.

Оценивание
При оценивании учащихся, следует обращать внимание на следующие моменты:
 умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;
 умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);
 умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких

источников);
 умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе

фактов.
 умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);
 умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать

выводы);
 умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;
 умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).

Основное содержание
6 класс
Человек и общество
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное
разрешение. Правомерное поведение – как жизненный ориентир и ценность. Развитое правосознание и высокий уровень правовой культуры
– основа свободы личности. Мотивы коррупционного повеления.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила
экологического поведения.
Духовная культура
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить
потребности с имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике. Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд
ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Социальная сфера
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа
жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное
государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе.
Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки
и преступления.
7 класс
Человек
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и
эмансипация. Особенности подросткового возраста Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы
деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида.
Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные
ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Социальная сфера
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Школа как стартовая площадка для
дальнейшей карьеры. Социальное страхование. Социальный конфликт. Пути его решения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и

коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и
гражданственность. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Экономика
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Безработица как
социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов.
Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность
Право
Особенности правового статуса несовершеннолетних
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников
гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды
гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения
начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
8 класс
Общество

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и
их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Коррупция как вызов и угроза нормальному состоянию современного общества.
Негативные последствия коррупционных факторов для общественных институтов. Коррупция – социально опасное явление.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность
международного терроризма.
Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена
выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная
торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Экономические издержки коррупции. Влияние коррупции на экономическую систему государства. Экономические предпосылки
коррупционных явлений. Политические гарантии защиты от коррупции: многопартийность, разделение властей, свобода средств массовой
информации; право граждан участвовать в управлении делами государства.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность
труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и
фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские
вклады, ценные бумаги).
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и
неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в
современных условиях.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика
семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
9 класс
Политика и социальное управление
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное
устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм.
Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути
становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.

Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ
в предвыборной борьбе.
Право
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы,
постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники
правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды
правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция
невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное
устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ.
Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности
гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном
обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и
освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды
наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной
России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого.
Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тематический план
Название раздела

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Человек и общество

6

-

-

-

Духовная культура

4

-

-

-

Экономика

4

-

-

-

Социальная сфера

6

4

10

-

Политика и право

6

-

-

-

Человек

-

10

-

-

Общество

-

-

8

-

Сфера духовной культуры

-

3

-

5

Экономика

-

7

15

-

Политика и социальное управление

-

-

-

10

Право

-

7

-

15

26

31

33

30

Промежуточная аттестация

1

1

1

-

Резерв

8

3

1

5

Итого

35

35

35

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».