Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (ЗПР)

Аннотация
Данная программа обучения учащихся 5—9 классов с задержкой психического развития по курсу «Родной язык (русский)»
составлена в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, Требованиями к результатам освоения основного общего образования,
Примерных программ по родному языку «русскому».
Данная рабочая программа составлена согласно требованиям, предъявляемым следующими документами:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об
образовании);
Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции
Федерального закона № 185-ФЗ);
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015
г. № 1577);
Наименование учебных программ, на основе которых разработана данная программа:
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 5-9 классов предназначена для учителей русского
языка и литературы.
Для реализации рабочей программы «Родной (русский) язык 5- 9 класс» используется УМК:
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 5 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 6 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 7 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 8 класс
О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая Русский родной язык (учебное пособие для общеобразовательных организаций) 9 класс

Планируемые результаты освоения учебной программы по русскому родному языку 5-9 класс
Метапредметные
овладение обучающимися с ЗПР
межпредметными понятиями и
универсальными учебными действиями:
а) регулятивными:
• действиями планирования (осознавать
учебную задачу; ставить цель освоения
раздела учебной дисциплины; определять
возможные и
выбирать наиболее рациональные способы
выполнения учебных действий, строить
алгоритмы реализации учебных действий);
• действиями по организации учебной
деятельности (организовывать свое рабочее
место; планировать и соблюдать режим
работы;
выполнять и контролировать подготовку
домашних заданий);
б) познавательными (конспектировать
заданный учебный материал; подбирать
необходимый справочный материал из
доступных источников; проводить
наблюдение, на основе задания педагога;
использовать
разнообразные мнестические приемы для
запоминания учебной информации;
выделять сущностные характеристики в
изучаемом учебном
материале; проводить классификацию
учебного материала по заданным педагогом
параметрам; устанавливать аналогии на
изученном
материале; адекватно использовать
усвоенные понятия для описания и
формулирования значимых характеристик

Личностные
1) воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к прошлому и настоящему
Отечества; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края и человечества;
усвоение гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения и
мотивации к учению: интереса к познанию,
приобретению новых знаний и умений,
любознательности,
готовности
и
способности
обучающихся к саморазвитию (целенаправленной
познавательной деятельности, умению
планировать желаемый результат, осуществлять
самоконтроль в процессе познания, сопоставлять
полученный результат с
запланированным), определения
собственных профессиональных предпочтений с
учетом ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, основываясь
на уважительном отношении к труду и опыте участия
в социально значимом труде;
3) формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, культуре, языку, вере,
религии, традициям, готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм
взаимопонимания;
4) развитие морального сознания и компетентности в
решении моральных проблем: овладение умениями
понимать вербальное и
невербальное поведение партнеров по общению,

Предметные
1) совершенствовать виды речевой
деятельности (аудирования, чтения,
говорения
и
письма),
обеспечивающие
эффективное
взаимодействие с окружающими
людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и
межкультурного общения;
2) понимать определяющую роль
языка в развитии интеллектуальных
и творческих способностей личности
в
процессе
образования
и
самообразования;
3) использовать коммуникативноэстетические возможности родного
языка;
4) расширить и систематизировать
научные знания о родном языке;
осознать взаимосвязь его уровней и
единиц; освоить базовые понятия
лингвистики, основные единицы и
грамматические категории родного
языка;
5) формировать навыки проведения
различных видов анализа слова
(фонетического,
морфемного,
словообразовательного,
лексического,
морфологического),
синтаксического
анализа
словосочетания и предложения, а
также
многоаспектного
анализа
текста;
6)
обогатить
активный
и
потенциальный словарный запас,

различных явлений);
в)коммуникативными (аргументировать
свою точку зрения; организовывать
межличностное взаимодействие с целью
реализации учебновоспитательных задач;
понимать учебную информацию,
содержащую освоенные термины и
понятия); г) практическими (способностью к
использованию приобретенных знаний и
навыков в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в
планировании и
осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с
педагогами и сверстниками), владение
навыками проектной
деятельности (самостоятельно выполнять
задания педагога с целью более глубокого
освоения учебного материала с
использованием
учебной и дополнительной литературы;
выполнять практические задания по
составленному совместно с педагогом плану
действий).

умениями строить межличностные взаимодействия на
основе эмпатии, использовать
паралингвистические и лингвистические средства
межличностного взаимодействия;
5) формирование коммуникативной компетентности в
общении:
желание
взаимодействовать
со
сверстниками и взрослыми, понимать
своих партнеров по общению, нацеленность на
результативность общения;
6) осознание значения семьи в жизни человека и
общества, ценности семейной жизни, уважительного и
заботливого отношение к
членам своей семьи;
7) развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира,
формирование основ
практической деятельности эстетического характера.

расширить объем используемых в
речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно
ситуации и стилю общения;
7)
овладеть
основными
стилистическими ресурсами лексики
и фразеологии родного языка,
основными нормами родного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого этикета; приобрести опыт
их использования в речевой практике
при создании устных и письменных
высказываний;
стремиться
к
речевому самосовершенствованию;
8) формировать ответственность за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность.

Содержание курса
5 класс
Раздел 1. Язык и культура
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слова с оценочно-характеризующим значением. Русские имена.
Происхождение названий старинных русских городов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Роль звукописи в
художественном тексте.
Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные
пометы в орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления.
Лексические и стилистические нормы употребления разных частей речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода имён существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и).
Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Обращение как показатель степени воспитанности человека. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи, способы тренировки. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка: разговорная речь, учебно-научный, публицистический стиль.
6 класс
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии
Диалектизмы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Заимствования из славянских
языков. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение
обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи.
особенности произношения и ударения.

русского языка.
и неславянских
во фразеологии
Стилистические

Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов. Варианты ударения внутри нормы.
Основные лексические нормы. Точность речи: смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов, антонимов,
омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы. Категория склонения.
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени. Варианты грамматической нормы. Отражение
вариантов в словарях и справочниках.
Речевой этикет и его национальные особенности. Соотношение понятий этика – этикет – мораль.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно
описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка. Учебно-научный стиль. Научное сообщение (устный ответ). Компьютерная презентация.
Публицистический стиль. Устное выступление.
7 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова как живые свидетели истории, историзмы, архаизмы.
Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего
времени‚ деепричастиях.
Нормы ударения в наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами.
Основные лексические нормы. Паронимы и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в
речи.
Основные грамматические нормы. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени. формы глаголов
совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении.
Типичные грамматические ошибки в речи. Варианты грамматической нормы.
Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения. Невербальный (несловесный) этикет общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного
общения.
Текст как единица языка и речи, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи.
8 класс
Раздел 1. Язык и культура
Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские
(общевосточнославянские) слова, собственно русские слова.
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы. Терминология и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
Основные грамматические нормы. Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с подлежащим.
Нормы построения словосочетаний по типу согласования.
Речевой этикет. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение
обращений‚ использования собственных имен; их оценка.
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия
речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
Текст как единица языка и речи.
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной
аргументации в учебно-научном общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения
доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Функциональные разновидности языка.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на
защите реферата.
Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
9 класс
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской
культуры, их национально-историческая значимость.
Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных
текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов
в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.
Основные лексические нормы. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы. Правильное построение словосочетаний по типу управления.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Отражение вариантов грамматической нормы в современных
грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельностиРусский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в
социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации.
Функциональные разновидности языка: анекдот, деловое письмо, доклад, сообщение, проблемный очерк.

Тематическое планирование
Разделы

5 класс
(17 ч.)

6 класс
(17 ч.)

7 класс
(17 ч.)

8 класс
(17 ч.)

9 класс
(17 ч.)

Язык и культура

2

3

2

2

3

Культура речи

8

8

6

7

9

Речь.
Речевая
деятельность.
Текст.

5

4

7

6

3

Итоговый контроль

2

2

2

2

2

Организация промежуточной аттестации
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов предполагает комплексный подход к оценке
результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных,
метапредметных и предметных.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной
программы, сопровождается текущей и промежуточной аттестацией учащихся.
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР АООП ООО (кроме программы коррекционной работы) осуществляется в
соответствии с требованиями ФГОС ООО. Годовые, срезовые контрольные работы по учебным предметам для обучающихся с ЗПР
проводятся с использованием тех же оценочных материалов, что и для обучающихся общеобразовательных классов. Требования к отметке и
оценке учебных достижений, а также порядок, формы и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся
устанавливает школьное «Положение об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся,
установлении их форм, периодичности и порядка проведения».
Оценивать достижения обучающимся с ЗПР планируемых результатов необходимо при завершении каждого уровня образования,
поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АОП
ООО в иных формах.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
- привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных
схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном
темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей
обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по
грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка),
организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),

направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному
травмированию ребенка.
Достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой
оценки освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного общего образования.
При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися с ЗПР адаптированной образовательной программы основного
общего образования (по итогам освоения АОП ООО) должны учитываться сформированность умений выполнения
проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Итоговая оценка результатов освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
включает две составляющие:
- результаты промежуточной аттестации обучающихся с ЗПР, отражающие динамику их индивидуальных образовательных
достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения адаптированной образовательной программы основного общего
образования;
- результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов
освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся с ЗПР, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные
ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов
освоения обучающимися с ЗПР основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых
исследований.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».