Рабочая программа по русскому языку на основную ступень (5-9 класс).pdf

Аннотация
Данная рабочая программа по русскому языку составлена согласно требованиям, предъявляемым Федеральным законом Российской
Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования ( Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897); Примерной основной общеобразовательной программой основного и среднего общего образования по русскому
языку; Рабочей программой по русскому языку 5-9 классы ( предметная линия учебников Т.А Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.
Тростенцовой и других).

Планируемые
результаты

Метапредметные

Личностные

Предметные

5 класс

Регулятивные:

1) понимание русского языка
как одной из основных
национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли родного
языка
в
развитии
интеллектуальных,
творческих способностей и
моральных качеств личности,
его значения в процессе
получения
школьного
образования;

1) представление об основных
функциях языка, о роли русского
языка как национального языка
русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и
общества;

-самостоятельно
ставить
цель
деятельности,
планировать
и
прогнозировать
результат,
контролировать процесс достижения результата,
корректировать свои действия и оценивать их
успешность;
управление
познавательной
и
учебной
деятельностью посредством постановки целей,
планирования,
прогнозирования,
контроля,
коррекции своих действий и оценки успешности в
освоении материала;

-представление человека о своих возможностях 2) осознание эстетической
ценности русского языка;
достижения цели определенной сложности;
уважительное отношение к
умение
сравнивать
характеристики родному языку, гордость за
запланированного и полученного продукта и делать него; потребность сохранить
вывод о соответствии продукта замыслу.
чистоту русского языка как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
Познавательные:
самосовершенствованию;
-самостоятельное выделение и формулирование
достаточный
объем
познавательной
цели;
поиск
и
выделение 3)
словарного
запаса
и
необходимой информации;
усвоенных грамматических
-анализ объектов с целью выделения признаков средств
для
свободного
(существенных, несущественных); синтез как выражения мыслей и чувств в
составление целого из частей; в том числе процессе речевого общения;

2) понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
3)
освоение
базовых
понятий
лингвистики: лингвистика и ее
основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки

самостоятельное
достраивание,
недостающих компонентов;

восполнение способность к самооценке на и особенности употребления в речи;
основе
наблюдения
за
4) опознавание и анализ основных
собственной речью.
-объяснение с какой позиции учащийся приступает к
единиц
языка,
грамматических
разрешению
проблемы;
категорий
языка,
уместное
-описание желаемой и реальной ситуаций, указание
употребление
языковых
единиц
на
отличия;
адекватно ситуации речевого общения;
- определение и выстраивание в хронологической
5) проведение различных видов
последовательности шагов по решению задачи;
анализа
слова
(фонетический,
воспроизведение технологии по инструкции;
морфемный, словообразовательный,
- определение ресурсов, необходимых для
лексический,
морфологический),
выполнения
деятельности;
синтаксического
анализа
-выполнение по заданному алгоритму текущего
словосочетания
и
предложения,
контроля
своей
деятельности;
многоаспектного анализа текста с
- сравнение характеристик запланированного и
точки зрения его основных признаков
полученного продукта, вывод о соответствии
и структуры, принадлежности к
продукта
замыслу;
определенным
функциональным
- оценка продукта своей деятельности по заданным
разновидностям языка, особенностей
критериям
заданным
способом;
языкового оформления, использования
- указание на сильные и слабые стороны своей
выразительных средств языка;
деятельности;
- определение мотивов своих действий.
6) осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
Коммуникативные:
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
-учѐт позиции собеседника, понимание, уважение к
иной точке зрения, умение обосновать и доказывать
собственное мнение;
осуществление
действий
обеспечивающих
возможность эффективно сотрудничать как с
учителем, так и со сверстниками: умение

планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность
распределять
роли;
-уметь договариваться;
-умение задавать вопросы, строить понятные для
партнѐра высказывания, правильно выражать свои
мысли, оказывать поддержку друг другу.
6 класс

Регулятивные:
- составление жизненных планов включающих
последовательность этапных целей и задач их
взаимосвязи, планирование путей и средств их
достижения, на основе рефлексии смысла
реализации поставленных целей;
формирование
личностных
качеств:
самостоятельность,
инициативность,
ответственность, относительная независимость и
устойчивость в отношении воздействий среды;

1) понимание русского языка
как одной из основных
национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли родного
языка
в
развитии
интеллектуальных,
творческих способностей и
моральных качеств личности,
его значения в процессе
получения
школьного
образования;

- способность к планированию, контролю и
коррекции предметной (учебной) деятельности и 2) осознание эстетической
ценности русского языка;
собственной познавательной деятельности;
уважительное отношение к
- оценивание продукта своей деятельности по родному языку, гордость за
заданным критериям, заданным способом.
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
Познавательные:
речевому
-применение методов информационного поиска, в самосовершенствованию;
том числе с помощью компьютерных средств;
достаточный
объем
знаково-символические
действия,
включая 3)

1) представление об основных
функциях языка, о роли русского
языка как национального языка
русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
3)
освоение
базовых
понятий
лингвистики: лингвистика и ее
основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического,
официально-

моделирование
(преобразование
объекта
из
чувственной формы в модель, где выделены
существенные
характеристики
объекта,
и
преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную
область);
- умение структурировать знания; умение осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в
устной
и
письменной
форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия; контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
-выбор оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов, подведение под
понятия, выведение следствий;
- обоснование желаемой ситуации; анализ реальной
ситуации и указание на противоречия между
желаемой
и
реальной
ситуацией;
указание
некоторых
вероятных
причин
существования
проблемы;
постановка
задач
адекватных
цели;
-самостоятельное
планирование
характеристик
продукта своей деятельности на основе заданных
критериев
его
оценки;
-выбор технологии деятельности (способа решения
задачи);
планирование
ресурсов;
-самостоятельное планирование и осуществление
текущего
контроля
своей
деятельности;

словарного
запаса
и
усвоенных грамматических
средств
для
свободного
выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения;
способность к самооценке на
основе
наблюдения
за
собственной речью.

делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки
и особенности употребления в речи;
4)
овладение
основными
стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
русского
языка,
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей
речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
5 ) опознавание и анализ основных
единиц
языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление
языковых
единиц
адекватно ситуации речевого общения;
6) проведение различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков

- оценка продукта своей деятельности по
самостоятельно определѐнным в соответствии с
целью
деятельности
критериям;
- указание на причины успехов и неудач в
деятельности, предложение путей преодоления/
избегания неудач; анализ собственных мотивов и
внешней ситуации при принятии решений.

Коммуникативные:
-способность к согласованным действиям с учетом
позиции
другого;
-способность
устанавливать
и
поддерживать
необходимые контакты с другими людьми;
- владение нормами и техникой общения;
- самостоятельное следование заданной процедуре
группового
обсуждения;
- выполнение действий в соответствии с заданием
для
групповой
работы;
-разъяснение своей идеи, предлагая ее, или
аргументируя свое отношение к идеям других
членов группы;
- указание на сильные и слабые стороны своей
деятельности;
- определение мотивов своих действий.

и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)
понимание
коммуникативноэстетических
возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной
речевой
практике;
8)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

7 класс

Регулятивные:
- составление жизненных планов включающих
последовательность этапных целей и задач их
взаимосвязи, планирование путей и средств их
достижения, на основе рефлексии смысла
реализации поставленных целей;
формирование
личностных
качеств:
самостоятельность,
инициативность,
ответственность, относительная независимость и
устойчивость в отношении воздействий среды;

1) понимание русского языка
как одной из основных
национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли родного
языка
в
развитии
интеллектуальных,
творческих способностей и
моральных качеств личности,
его значения в процессе
получения
школьного
образования;

- способность к планированию, контролю и
коррекции предметной (учебной) деятельности и 2) осознание эстетической
ценности русского языка;
собственной познавательной деятельности;
уважительное отношение к
- оценивание продукта своей деятельности по родному языку, гордость за
заданным критериям, заданным способом.
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
Познавательные:
речевому
-применение методов информационного поиска, в самосовершенствованию;
том числе с помощью компьютерных средств;
достаточный
объем
знаково-символические
действия,
включая 3)
запаса
и
моделирование
(преобразование
объекта
из словарного
чувственной формы в модель, где выделены усвоенных грамматических
для
свободного
существенные
характеристики
объекта,
и средств
преобразование модели с целью выявления общих выражения мыслей и чувств в
законов, определяющих данную предметную процессе речевого общения;
способность к самооценке на
область);
наблюдения
за
- умение структурировать знания; умение осознанно основе

1) представление об основных
функциях языка, о роли русского
языка как национального языка
русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и
общества;
2) усвоение основ научных знаний о
родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
3)
освоение
базовых
понятий
лингвистики: лингвистика и ее
основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки
и особенности употребления в речи;
4)

овладение

основными

и произвольно строить речевое высказывание в собственной речью.
устной
и
письменной
форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; -контроль и
оценка процесса и результатов деятельности;
-выбор оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов, подведение под понятия,
выведение следствий;
- обоснование желаемой ситуации; анализ реальной
ситуации и указание на противоречия между
желаемой
и
реальной
ситуацией;
указание
некоторых
вероятных
причин
существования
проблемы;
постановка
задач
адекватных
цели;
-самостоятельное
планирование
характеристик
продукта своей деятельности на основе заданных
критериев
его
оценки;
-выбор технологии деятельности (способа решения
задачи);
планирование
ресурсов;
-самостоятельное планирование и осуществление
текущего
контроля
своей
деятельности;
-оценка
продукта
своей
деятельности
по
самостоятельно определѐнным в соответствии с
целью
деятельности
критериям;
- указание на причины успехов и неудач в
деятельности, предложение путей преодоления/
избегания неудач; анализ собственных мотивов и
внешней ситуации при принятии решений.

стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии
русского
языка,
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого
этикета и использование их в своей
речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
5) опознавание и анализ основных
единиц
языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление
языковых
единиц
адекватно ситуации речевого общения;
6) проведение различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков
и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)
понимание
эстетических

коммуникативновозможностей

Коммуникативные:

лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной речевой практике;

-способность к согласованным действиям с учетом
позиции
другого;
-способность
устанавливать
и
поддерживать
необходимые контакты с другими людьми;
- владение нормами и техникой общения; самостоятельное следование заданной процедуре
группового
обсуждения;
- выполнение действий в соответствии с заданием
для
групповой
работы;
-разъяснение своей идеи, предлагая ее, или
аргументируя свое отношение к идеям других
членов группы;

8)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

-указание на сильные и слабые стороны своей
деятельности;
-определение мотивов своих действий.
8 класс

Регулятивные:
- содержательные аспекты целей и жизненных
планов;
- личные планы и перспективы дополняются
социальными планами;
реализация
потенциала
субъекта
через
целеполагания и проектирования траекторий
развития посредством включения в новые виды
деятельности и формы сотрудничества;

1) понимание русского языка
как одной из основных
национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли родного
языка
в
развитии
интеллектуальных,
творческих способностей и
моральных качеств личности,
его значения в процессе
получения
школьного
образования;

1) представление об основных
функциях языка, о роли русского
языка как национального языка
русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и
общества;

2)
освоение
базовых
понятий
лингвистики: лингвистика и ее
- высокая степень интегрированности таких
основные разделы; язык и речь,
компонентов самоорганизации, как целеполагание,
анализ ситуации, планирование, самоконтроль, 2) осознание эстетической речевое общение, речь устная и

волевые усилия;
- оценка продукта своей деятельности по
самостоятельно определенным в соответствии с
целью
деятельности
критериям;
- умение предложить способ убедиться в
достижении поставленной цели и показатели
достижения цели.

Познавательные:
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных текстов различных жанров; определение
основной
и
второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации; умение адекватно, подробно,
сжато, выборочно передавать содержание текста,
составлять тексты различных жанров, соблюдая
нормы построения текста (соответствие теме, жанру,
стилю речи и др.);
-установление причинно-следственных связей; построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
-определение формулировки проблемы; проведение

ценности русского языка;
уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;

письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
(повествование,
описание,
3)
достаточный
объем рассуждение); текст, типы текста;
словарного
запаса
и основные единицы языка, их признаки
усвоенных грамматических и особенности употребления в речи;
средств
для
свободного
выражения мыслей и чувств в 3) опознавание и анализ основных
процессе речевого общения; единиц
языка,
грамматических
способность к самооценке на категорий
языка,
уместное
основе
наблюдения
за употребление
языковых
единиц
собственной речью.
адекватно ситуации речевого общения;
4) проведение различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков
и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования

анализа проблемы (указание на причины и
вероятные
последствия
еѐ
существования);
- указание на риски, которые могут возникнуть при
достижении цели и обоснование достижимости
поставленной цели; постановка цели на основе
анализа альтернативных способов разрешения
проблемы;
-применение известной или описанной в инструкции
технологии с учѐтом изменений параметров объекта
(комбинирование
нескольких
алгоритмов
последовательно
или
параллельно);
- проведение анализа альтернативных ресурсов,
обоснование
их
эффективности;
-внесение изменений в свою деятельность по
результатам
текущего
контроля;
-предложение способа убедиться в достижении
поставленной цели и определение показателей
достижения
цели;
-приведение
аргументов
для
использования
полученных при решении задачи ресурсов (знания,
умения, опыт ит.п.) в других видах деятельности.

Коммуникативные:
-умение определить цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, готовность к гибкой
регуляции собственного речевого поведения;
- умение самостоятельно договариваться о правилах

выразительных средств языка;
5)
понимание
коммуникативноэстетических
возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной речевой практике
8)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной
перед
группой
задачей;
- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение,
фиксация
решения
в
конце
работы;
-распределение и принятие на себя обязанностей в
рамках
выполнения
групповой
работы;
- постановка вопросов на уточнение и понимание
идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями
других членов группы, развитие и уточнение идей
друг друга;
-указание причин успехов и неудач в деятельности;
- называние трудностей, с которыми столкнулся при
решении задач и предложение путей их преодоления
/
избегания
в
дальнейшей
деятельности;
-анализ собственных мотивов и внешней ситуации
при принятии решений.
9 класс

Регулятивные:
- содержательные аспекты целей и жизненных
планов;
- личные планы и перспективы дополняются
социальными планами;
реализация
потенциала
субъекта
через
целеполагания и проектирования траекторий
развития посредством включения в новые виды
деятельности и формы сотрудничества;

1) понимание русского языка
как одной из основных
национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли родного
языка
в
развитии
интеллектуальных,
творческих способностей и
моральных качеств личности,
его значения в процессе
получения
школьного
образования;

1) представление об основных
функциях языка, о роли русского
языка как национального языка
русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли
родного языка в жизни человека и
общества;

2)
освоение
базовых
понятий
лингвистики: лингвистика и ее
- высокая степень интегрированности таких
основные разделы; язык и речь,
компонентов самоорганизации, как целеполагание,
анализ ситуации, планирование, самоконтроль, 2) осознание эстетической речевое общение, речь устная и
ценности русского языка; письменная; монолог, диалог и их

волевые усилия;
- оценка продукта своей деятельности по
самостоятельно определенным в соответствии с
целью
деятельности
критериям;
- умение предложить способ убедиться в
достижении поставленной цели и показатели
достижения
цели.
Познавательные:
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных текстов различных жанров; определение
основной
и
второстепенной
информации; свободная ориентация и восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации; умение адекватно, подробно,
сжато, выборочно передавать содержание текста,
составлять тексты различных жанров, соблюдая
нормы построения текста (соответствие теме, жанру,
стилю речи и др.);
-установление причинно-следственных связей; построение
логической
цепи
рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их
обоснование;
-определение формулировки проблемы; проведение
анализа проблемы (указание на причины и

уважительное отношение к
родному языку, гордость за
него; потребность сохранить
чистоту русского языка как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;

виды; ситуация речевого общения;
разговорная
речь,
научный,
публицистический,
официальноделовой стили, язык художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического,
официальноделового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи
(повествование,
описание,
3)
достаточный
объем рассуждение); текст, типы текста;
словарного
запаса
и основные единицы языка, их признаки
усвоенных грамматических и особенности употребления в речи;
средств
для
свободного
выражения мыслей и чувств в 3) опознавание и анализ основных
процессе речевого общения; единиц
языка,
грамматических
способность к самооценке на категорий
языка,
уместное
основе
наблюдения
за употребление
языковых
единиц
собственной речью.
адекватно ситуации речевого общения;
4) опознавание и анализ основных
единиц
языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление
языковых
единиц
адекватно ситуации речевого общения;
5) проведение различных видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического
анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков

вероятные
последствия
еѐ
существования);
- указание на риски, которые могут возникнуть при
достижении цели и обоснование достижимости
поставленной цели; постановка цели на основе
анализа альтернативных способов разрешения
проблемы;
-применение известной или описанной в инструкции
технологии с учѐтом изменений параметров объекта
(комбинирование
нескольких
алгоритмов
последовательно
или
параллельно);
- проведение анализа альтернативных ресурсов,
обоснование
их
эффективности;
-внесение изменений в свою деятельность по
результатам
текущего
контроля;
-предложение способа убедиться в достижении
поставленной цели и определение показателей
достижения
цели;
-приведение
аргументов
для
использования
полученных при решении задачи ресурсов (знания,
умения, опыт ит.п.) в других видах деятельности.

Коммуникативные:
-умение определить цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнера, выбирать адекватные
стратегии коммуникации, готовность к гибкой
регуляции собственного речевого поведения;
- умение самостоятельно договариваться о правилах
и вопросах для обсуждения в соответствии с

и структуры, принадлежности к
определенным
функциональным
разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
6)
понимание
коммуникативноэстетических
возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в
собственной
речевой
практик
7)осознание эстетической функции
родного языка, способность оценивать
эстетическую
сторону
речевого
высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

поставленной
перед
группой
задачей;
- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение,
фиксация
решения
в
конце
работы;
-распределение и принятие на себя обязанностей в
рамках
выполнения
групповой
работы;
- постановка вопросов на уточнение и понимание
идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями
других членов группы, развитие и уточнение идей
друг друга;
-указание причин успехов и неудач в деятельности;
- называние трудностей, с которыми столкнулся при
решении задач и предложение путей их преодоления
/
избегания
в
дальнейшей
деятельности;
-анализ собственных мотивов и внешней ситуации
при принятии решений .

Содержание курса
5 класс
Речь и речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Речевая ситуация и еѐ компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Виды речи
(устная и письменная). Формы речи (диалог, монолог).
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
Текст как продукт речевой деятельности. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы текста:
повествование, описание, рассуждение.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Написание сочинений, писем.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры разговорной речи ( рассказ ,беседа).
Культура речи
Языковая норма, еѐ функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные). Речевой этикет.
Основные критерии культуры речи.
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке
Русский язык-язык русской художественной литературы. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их
использование в речи.
Фонетика, орфоэпия, графика

Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.
Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная
роль ударения. Фонетический анализ слова.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков).
Графика как раздел лингвистики. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости
и мягкости согласных. Способы обозначения [j'] на письме.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание.
Чередование звуков в морфемах. Варианты морфем. Морфемный анализ слова.
Лексикология и фразеология
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистическая
окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Основные лексические нормы современного
русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи
омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). лексический анализ слова.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола. Морфологический анализ слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен
прилагательных, глаголов).
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Структурные
типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения,
обращение. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Синтаксический анализ простого сложного предложений. Основные

синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого
предложения, нормы построения предложений с прямой речью). Прямая речь.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Прописная и строчная
буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложении, при прямой
речи, в диалоге. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Написание сочинений, писем.
6 класс
Речь и речевая деятельность
Речевая ситуация и еѐ компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Виды речи (устная и письменная). Формы
речи (диалог и монолог).
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение.
Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Формально-смысловое единство текста и его коммуникативная направленность: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация.
Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение. Информационная переработка текста (план).
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа).
Общие сведения о языке
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык

межнационального общения. Русский язык – язык художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Выдающиеся
отечественные лингвисты.
Культура речи
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные).
Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Фонетика, орфоэпия, графика
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков, ударение в отдельных грамматических формах). Орфоэпический словарь.
Прописные и строчные буквы.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Корень.
Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Словообразовательный и морфемный словари.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Архаизмы, историзмы,
неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Профессионализмы, диалектизмы. Словари. Стилистическая помета в словаре.
Понятие об этимологии.
Морфология

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные)
части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени
прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола. Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы
русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов).
Правописание: орфография и пунктуация
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Знаки препинания и их функции.

7 класс
Речь и речевая деятельность
Речевая ситуация и еѐ компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Виды речи (устная и письменная). Формы
речи (диалог, полилог).
Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Написание сочинений, писем.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного), языка художественной литературы. Основные жанры
разговорной речи (рассказ, беседа), официально-делового стиля ( расписка, доверенность, заявление).
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о
русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного

творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Культура речи
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические).
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Фонетика, орфоэпия, графика
Фонетическая транскрипция. Основные нормы произношения слов.
Морфемика и словообразование
Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Словообразующая морфема.
Морфемный анализ слова.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Общекатегориальное значение,
морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место
причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Основные
морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм причастий, деепричастий, наречий).
Омонимия слов разных частей речи.
Синтаксис
Структурные типы простых предложений (предложения осложненной и неосложненной структуры).
Правописание: орфография и пунктуация

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения, при прямой речи, в диалоге.

8 класс
Речь и речевая деятельность
Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, очерк, интервью).
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Анализ текста. Информационная переработка текста (план,
конспект, аннотация).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Интонация, еѐ функции. Основные элементы интонации.
Основные нормы интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка
художественной литературы. Основные жанры научного стиля и устной научной речи (выступление, доклад, тезисы),
публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, интервью).
Культура речи
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические). Вариативность
нормы.
Общие сведения о языке
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского
языка.

Морфемика и словообразование
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица. Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа
предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Структурные типы простых предложений
(двусоставные и односоставные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных
предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи. Нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью). Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании. Сочетание знаков
препинания.
9 класс
Речь. Речевая деятельность
Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор);
научного стиля и устной научной речи (доклад, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи
(выступление, обсуждение, статья, интервью); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Русский язык в современном мире.
Культура речи
Культура речи и еѐ основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Фонетика, орфоэпия, графика
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах.
Морфология
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание как синтаксическая единица. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Обособленные
члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства
выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы построения сложносочиненного предложения;
нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении;
построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы»,
союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения).
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Пунктуация. Знаки препинания и их функции.

Тематическое планирование
Разделы

5 класс
(175 ч.)

6 класс
(210 ч.)

7 класс
(140 ч.)

8 класс
(105 ч.)

9 класс
(105 ч.)

Вспоминаем,
повторяем, изучаем

17

6

11

5

11

Речь.
Речевая
деятельность

2

6

4

-

-

Культура речи

36

31

21

18

16

Фонетика, орфоэпия
и графика

12

-

-

-

-

Морфемика,
словообразование

18

31

-

-

-

Лексикология,
фразеология

6

13

-

-

-

Морфология

56

113

95

-

-

Синтаксис

23

-

76

70

Правописание:
орфография
пунктуация

4

9

8

5

7

1

1

1

1

1

Итоговый контроль

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».