Рабочая программа по русскому языку на основную ступень (7-9 класс).pdf

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена с учѐтом

федерального компонента государственного образовательного

стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года .
Примерной программы основного общего образования по русскому языку
На основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И. Львова, Г.А.
Богданова, В.В. Львов, Москва: Дрофа, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы Авторы: М.Т. Баранов,Т.А. Ладыженская,Н.М.
Шанский . Издательство « Просвещение»,2009г.
Базисного учебного плана общеобразовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости -явление уникальное: он является средством общения и формой передачи
информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет « Русский язык» занимает особое место: является не только объектом
изучения, но средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных
качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие
навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в
зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование
умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой,
публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и
делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых
документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.

Языковая и Лингвистическая компетенция
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о

языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского
национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их
применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь
различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические
справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов
различных функциональных разновидностей языка.
Культуроведческая компетенция Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в общеобразовательной школе. Необходимость расширить
авторскую программу возникла в связи с тем, что программа «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. М. Разумовская
«Дрофа», 2008 г. рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю
Цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры , основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому
языку.
- совершенствование речемыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и

грамматического строя речи учащихся. Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и
расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

Место предмета в учебном плане
Количество часов в 7классе по учебному плану 170 часов из расчета 5 часов в неделю для обязательного изучения учебного
предмета «Русский язык» на этапе основного образования.
Количество часов в 8 классе по учебному плану 105 часов из расчета 3 часа в неделю для обязательного изучения учебного
предмета «Русский язык» на этапе основного образования.
Количество часов в 9 классе по учебному плану 70 часов из расчета 2 часа в неделю для обязательного изучения учебного
предмета «Русский язык» на этапе основного образования.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения русского языка ученик должен знать /понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средством
межнационального общения;
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально- смысловых типов ( повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-основные

нормы русского литературного

языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические,

пунктуационные); нормы речевого этикета.
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые
особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения ( цель, тему, текста, основную, дополнительную, явную
и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения ( изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства

массовой информации; свободно

пользоваться

лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров ( отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога ( повествование , описание, рассуждение) и диалога ( побуждение к действию,
обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста ( логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного
русского языка ;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические ( внеязыковые) средства общения;

- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать сою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и
речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного
языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как
явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально- культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке
на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Содержание курса
Речевое общение
Умение общаться – важная часть культуры человека.
Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и
монологическое; их особенности.
Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официальноделовая.

Ситуация речевого общения и ее основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения,
личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого
поведения в типичных ситуациях общения.
Условия речевого общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины
коммуникативных неудач и пути их преодоления.
Речевая деятельность
Речь как деятельность.
Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой
деятельности.
Чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Овладение разными видами чтения
(ознакомительным, изучающим, просмотровым), приѐмами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации
художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 350 слов), их
основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.
Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические,
социально-быто-вые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме
с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное; тезисы, конспект, аннотация). Создание
собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, со-циально-бытовые, учебные
и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений (в том числе отзывов и рецензий) различных
функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
Текст как продукт речевой деятельности

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка,
основная мысль текста. Микротема текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Способы развития темы в тексте. Структура текста.
Композиционно-жанровое разнообразие текстов.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной
разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,
сферы, ситуации и условий общения.
Функциональные разновидности языка
Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официальноделовой; язык художественной литературы.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного
языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ,
беседа, спор).
Культура речи
Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные
составляющие культуры речи.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое
условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Содержание программы. 7 класс (170 часов)
Общие сведения о русском языке
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного
и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Фонетика. Орфоэпия (закрепление ранее изученного)
Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.
Особенность ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в
словах (квартал, договор и т.п.). Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и
прилагательные и т.д.).
Допустимые варианты произношения и ударения.
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.
Морфемика (состав слова) и словообразование (закрепление ранее изученного)
Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные
морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

Морфемные словари русского языка.
Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.
Морфология
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Общая характеристика самостоятельных частей речи.
Причастие и деепричастие. Вопрос о причастии и деепричастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические
признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и
страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных причастий. Деепричастие, его наречные и глагольные
признаки. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Наблюдение за особенностями употребления причастий и
деепричастий в текстах. Правильное употребление причастий и деепричастий в речи.
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.
Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.
Звукоподражательные слова.
Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и
умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.
Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.
Правильное употребление в речи имен существительных с учетом их родовой отнесѐнности и особенностей образования форм
именительного и родительного падежа множественного числа. Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных
и кратких форм имен прилагательных. Правильное употребление в речи собирательных числительных и падежных форм
количественных числительных. Правильное употребление местоимений в речи. Правильное употребление в речи личных форм
глагола, а также форм повелительного наклонения. Использование словарей грамматических трудностей русского языка.
Содержание программы. 8 класс (105 часов)
Общие сведения о русском языке
Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты
(народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечие. Национальный язык – единство его различных форм
(разновидностей).
Понятие о литературном языке. Русский литературный язык – основа национального русского языка. Литературный язык как
основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
2.Морфология и орфография (закрепление ранее изученного)

Орфография
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
Правописание окончаний в словах разных частей речи.
н и нн в словах разных частей речи.
Слитное и дефисное написание слов.
Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.
Правописание наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
3.Синтаксис
Связь синтаксиса и морфологии. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.Виды и средства
синтаксической связи
Словосочетание и предложение
Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.
Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные ,глагольные, наречные. Типы связи
слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор
падежной формы управляемого слова, предложно- падежной формы управляемого существительного.
Предложение
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и
его отличия от других языковых единиц.

Виды предложений по цели высказывания: невопросительное ( повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды
предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные.
Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных
предложений.
Предложения утвердительные и отрицательные.
Синтаксическая структура предложения. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные.
Простое предложение.
Синтаксическая структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения . Способы выражения
подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их
выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения : определение ( согласованное, несогласованное, приложение как разновидность
определения),дополнение ( прямое ,косвенное),обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения.
Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.
Односоставные предложения.
Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные,
неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно- личных
предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной
И письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением
неполных предложений в устных и письменных текстах.
Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные
особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднорордные определения. Стилистические особенности
предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных
предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.
Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное обстоятельство.
Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами. Уточняющие, поясняющие,
присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение употреблением
предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.
Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Наблюдение за употреблением
обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Вводные конструкции ( слова, словосочетания и предложения). Группы вводных конструкций по значению. Синонимия
вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смыслолвых частей текста.
Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.
Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.
Пунктуация
Знаки препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении и др.).

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения; в предложениях со
словами, грамматически не связанными с членами предложения
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Сротение
предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ рередачи чужой речи. Выделение цитаты
знаками препинания. Диалог.
Содержание программы 9 класс ( 70 часов)
Общие сведения о русском языке
Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык как средство
межнационального общения народов России и стран Содружества Независимых Государств
Фонетика. Орфоэпия
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Морфемика
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Наблюдение за использованием синонимов, антонимов,
фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средства выразительности в художественных и
публицистических текстах.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства
синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и
сложноподчиненные) сложные предложения.
Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Смысловые
отношения между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей
сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова.
Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями,
структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Виды
сложноподчиненных предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчиненных предложений в устных
и письменных текстах.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Соподчинение (однородное и неоднородное) и
последовательное подчинение придаточных частей.
Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационного и пунктуационного выражения этих отношений.

Типы сложных предложений с разными видами связи.
Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью.
Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.
Пунктуация.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзном, а также в сложном
предложении с разными видами связи.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Сочетание знаков препинания. Вариативность в использовании пунктуационных знаков.
Текст. Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Соблюдение основных синтаксических норм русского литературного языка в собственной речи.
Синтаксическая синонимия. Стилистические различия между синтаксическими синонимами.
Основные выразительные средства синтаксиса. Использование различных синтаксических конструкций как средства усиления
выразительности речи (восклицательные предложения, обращения, предложения с однородными членами и т.д.)
Раздел

Классы
7

8

9

Общие сведения о русском языке

1

1

5

Повторение ( фонетика,орфоэпия ,морфемика,лексикология)

12

5

8

Морфология и орфография

116
41

34

Синтаксис и пунктуация

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Повторение

17

6

6

Речь

29

17

17

175

70

70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».