Рабочая программа по обществознанию на ступень среднего образования (10-11 класс).pdf

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе
федерального компонента
государственного стандарта общего образования 2008 года по предмету
«Обществознание», Обществознание. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам
А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой ,Волгоград: Учитель, 2012, «Обществознание. Программа
курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» Москва, «Русское
слово», 2009г., а также учитывая учебный план МАОУ «Косулинская СОШ №8» на 20162017 учебный год.
Образовательная область: «Общественные дисциплины»
Особенности структуры и содержания программы
Курс «Обществознание» для 10-11 классов основной школы разработан с учетом того, что
учащиеся, освоившие необходимую сумму знаний по обществознанию за 8-9 классы,
продолжают более углубленное знакомство с экономической, социальной, политической и
духовной сферами современного общества.
Данный курс призван содействовать формированию целостного представления о
тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной
структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере,
становлению правосознания и гражданской позиции. Обществознание призвано не только
формировать активную гражданскую позицию школьника, но и в доступной форме
передать ему свод фундаментальных знаний в данной области. В связи с этим
ознакомление с предметом, спецификой и персоналиями социальных наук- экономикой,
социологией, психологией, философией, культурологией, правом, политологией- будет
способствовать лучшей подготовке к вступительным экзаменам в ВУЗ и успешному
усвоению начал социального и гуманитарного знания, преподаваемого в высших учебных
заведениях.
Цели и задачи курса:
 развитие личности в период ранней юности, ее духовно- нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
 освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей,
об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования или самообразования;
 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной

деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно- бытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействие правовыми способами и средствами защиты
правопорядка в обществе.
Отбор содержания и последовательность логики изучения соответствует
федеральному компоненту государственного стандарта, Кодификатору элементов
содержания по обществознанию
для составления контрольных измерительных
материалов Единого Государственного Экзамена, примерной образовательной программе
основного общего и среднего (полного) образования.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета
«Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и
XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Примерная программа
рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного
учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских
подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения
современных методов обучения и педагогических технологий.
Межпредметные связи:
Литература: общая с обществознанием ориентация на интерес личности
подростка к внутреннему духовному миру и миру межличностных отношений,
проявляемая в схожих формах и приемах анализа литературных произведений и
исторических явлений, действий литературных и исторических персонажей.
География: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура
географических названий.
Всемирная история и история Отечества: место России в общем потоке развития
человечества и цивилизаций.
Философия: одна из форм мировоззрения, одна из наук, одна из форм человеческой
деятельности, особый способ познания.
Политология: рассматривает особую сферу жизнедеятельности людей, связанной с
властными отношениями, с государственно-политической организацией общества,
политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано
обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и
государством.
Культурология: формирование на стыке социального и гуманитарного знания
человеке и обществе и изучение культуры как целостность. Предметом являются
объективные закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов,
памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Социология: рассматривает общество с разных сторон: и как целостную систему, и
как отдельные.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом
уровне ученик должен
Знать/понимать
 биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль
 человека в системе общественных отношений;
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших соци альных институтов;
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы

 правового регулирования;
 особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности
 развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия;
 устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных
социальных явлений и обще ствоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая
 взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и
природной среды, общества
 и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и
 гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст,
 схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов( право вых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать
 и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и
мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зре ния социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргумен ты по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных
 задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
 успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными соци альными институтами;
 совершенствования собственной познавательной деятельности;
 критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуника ции; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации.
 решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской
позиции;
 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения

гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
Основное содержание
10 класс
Человек как творец и творение культуры (8 час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские
и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера.
Потребности, способности и интересы.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, еѐ критерии. Самопознание, его формы.
Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения.
Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы
научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности
социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие
самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности.
Общество как сложная динамическая система (10 час)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных
институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество.
Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм.
Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные
конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Экономика (30 час)
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры.
Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные
отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России.
Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и
антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в
экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные
издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые
институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в
России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые
предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая
политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономическая
деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие.
Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.
Глобальные экономические проблемы.
Политика как общественное явление (16 час)
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть.
Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и
сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения.
Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные
ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские
инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль
партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности
партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние
СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации,
распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России.
Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской
Федерации о выборах.
11 класс
Человек как творец и творение культуры(6)
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная,
массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира.
Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Социальные отношения (14 час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация,
неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и
средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся
поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.
Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе.
Каналы социальной мобильности. Молодѐжь как социальная группа, особенности
молодѐжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные
отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные
принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность
сектантства.
Человек в системе общественных отношений (14 час)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная
роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение.
Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция
личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в
условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической
деятельности.
Предпринимательство.
Рациональное
экономическое
поведение
собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая
психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и
опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Правовое регулирование общественных отношений (30 час)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий
процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства.
Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за
налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические
правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права
собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование
отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные
учреждения
профессионального
образования.
Порядок
оказания
платных
образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема
на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы
социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского
процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их
назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и
национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.

Тематический план
Тема раздела
Человек как творец и творение культуры
Общество как сложная динамическая система
Экономика
Социальные отношения
Политика как общественное явление
Человек в системе общественных отношений
Правовое регулирование общественных отношений
Промежуточная аттестация
Резерв
Итого

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

10 класс
8
10
30
16
2
4
70

11 класс
6
14
15
31
4
70


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».