Рабочая программа по русскому языку на ступень среднего образования (10-11 класс).pdf

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена
- на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
- на основе приказа министерства образования и науки РФ № 576 от 08.06.15. 2 «О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от31.03.14 года № 253 »,
- в соответствии с САН ПИН 2.4.2.28.21-10 «Санитарно- эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12. 2010
за № 189 и Постановлением об внесении изменений №3 с САНПИН 2.4.2821-10
««Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения,
содержания в общеобразовательных учреждениях» от 24 ноября 2015 г. № 81
- на основе авторской программы
курса «Русский язык. Для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой («Программа курса «Русский
язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений», - М.: Русское слово,
2007). Допущено Министерством образования РФ.
Для реализации данной программы используется учебник: «Русский язык. Для 1011 классов общеобразовательных учреждений» Н.Г. Гольцовой
Данная программа предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на
базовом уровне и составлена из расчѐта 1 час в неделю: 10 класс – 35 часа, 11 класс
– 35 часа.
Курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся и
способствовать восприятию языка как системы. Примерная программа наряду с этим
использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностно-системного
подходов к обучению русского языка.
Преподавание русского языка в 10-11 классах направлено на достижение следующих
целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и
саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и
общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения
в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты,
оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности
языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение
уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Учебный предмет «Русский язык» в 10 - 11 классах имеет познавательно-практическую
направленность, т. е. даѐт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые
и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Языковая компетенция
реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования
научно-лингвистического мировоззрения, вооружения учащихся основами знаний о
родном языке, развития языкового и эстетического идеала. Коммуникативная
компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать
свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны
свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция это знания учащихся о самой науке «Русский язык», еѐ
разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о еѐ методах, этапах
развития, о выдающихся учѐных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по
русскому языку, полученных в основной школе.
Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание
уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При
этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет обучающимся
глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и
представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер
отбора материала для упражнений, разнообразие заданий направлены на достижение
воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в
Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой компетентностей как результат содержания курса «Русский язык».
Программа отличается практической целесообразностью и направлена на выработку
практических навыков, в первую очередь навыков правильного письма.
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в
обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для
языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи
запланировано написание изложений, сочинений-миниатюр, составление тезисов и другие
творческие задания.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- особенности каждого вида речевой деятельности;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с
точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности
их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых
средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому
взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной
жизни государства.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(70 час)
10 класс
СОДЕРЖАНИЕ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(11 часов)

ФОРМИРОВАНИЕ

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой
деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и
непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная
речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля.
Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья,
сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия.
Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официальноделового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность,
расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа.
Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной
форме.
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Признаки

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение
цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств

оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации
и сферы общения.
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи.
Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической
сферах общения.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ (19 часов)
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его
единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Текст и его место в системе языка и речи.
Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности,
ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм:
орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и
синтаксические) нормы русского литературного языка.
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном
общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение
безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение
некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также
русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые
варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим
значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного
слова с учетом его значения и стилистических свойств.
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Нормативное
построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление
предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное
согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с
обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их
стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания:
1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление
прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического
сокращения слов.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(1 час)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские
имена. Русские пословицы и поговорки.
11 класс
СОДЕРЖАНИЕ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(10 часов)

ФОРМИРОВАНИЕ

Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи
(аудирование).
Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная
переработка). Использование различных
видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее,
ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации
(телефон, компьютер, электронная почта и др.).
Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое
использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других
функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ
(20 часов)

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и
система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений;
2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между
частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки
препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое
членение текста.
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический
словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический
словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в
соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач. Использование нормативных словарей русского языка. Применение
орфографических и пунктуационных норм при создании и воспроизведении текстов
делового, научного и публицистического стилей.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(2 часа)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские
имена. Русские пословицы и поговорки.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее
освоения.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Тематическое планирование
10 класс

Содержание,
обеспечивающее
формирование
коммуникативной
компетенции

11 класс

Всего: 11 часов

Всего: 10 часов

Речевое общение (2 часа)

Культура работы с текстами разных
типов, стилей и жанров
( 6 часов)

Функциональные стили

Овладение
речевой
культурой
использования технических средств (2
часа)

(9 часов)

Язык художественной литературы и
другие разновидности современного
русского языка (2 часа)
Всего: 19 часов
Содержание,
обеспечивающее
формирование
языковой
лингвистической
компетенции

Всего:20 часов

Формы существования русского Пунктуационные нормы. Принципы
литературного языка. (1 час)
русской пунктуации (14 часов)
и Понятие о системе
Культура речи (1 час)

языка. Соблюдение норм литературного
языка в речевой практике (2 часа)

Языковые нормы (17 часов)

Нормативные словари современного
русского языка и справочники (2 часа)
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка (2 часа)

Содержание,
обеспечивающее
формирование
культуроведческой
компетенции
Повторение
обобщение
изученного
Итого:

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Всего:(1час)

Всего: (3 часа)

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение
в
русском
языке
материальной и духовной культуры
народа.

и 4 часа

35 часов

2 часа

35 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».