Рабочая программа ОБЖ (для 5-7 классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета ОБЖ «Элементы военной подготовки»
Программа по предмету ОБЖ «Элементы военной подготовки» для 5–7 классов
общеобразовательных организаций подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО на
основе использования системно-деятельностного подхода и вариативных форм обучения, в том
числе дистанционных.
Изучение предмета позволяет сформировать комплексное, системное и социально
ориентированное представление о Вооружённых Силах РФ. Кроме того, предмет ОБЖ «Элементы
военной подготовки» знакомит обучающихся не только с основами военной профессии, но готовит
к будущей военно-профессиональной деятельности.
Содержание военного образования формирует у обучающихся знания основ службы в
Вооружённых Силах РФ, а также умения выполнять действия, соответствующие военной
практике.
Педагогический синтез общих и специфических основ предмета позволяет организовать
деятельность обучающихся по освоению знаний в области военной и гражданской подготовки.
Изучение предмета на ступени основного общего образования направлено на формирование у
обучающихся представлений о специфике военной службы. Отбор содержания проведён с учётом
культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,
сохранения собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета ОБЖ «Элементы военной подготовки»
Военная подготовка является одной из основополагающих дисциплин, служащих для
воспитания патриотизма. Для защитника Родины военные знания играют особую роль, что
обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и
географическим положением территории страны, природным, этническим и историкокультурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ориентацией и направлениями
внутренней и внешней политики.
Военная подготовка проводится с целью освоения обучаемыми основ военного дела,
необходимых для дальнейшего успешного обучения в военных ВУЗах, развития их волевых и
командирских, позволяющих практически командовать отделением, самостоятельно проводить
занятия по строевой и физической подготовке, выполнять служебные обязанности при несении
внутренней службы, формирования чувства гордости за своё Отечество.
Место учебного предмета ОБЖ «Элементы военной подготовки» в учебном плане
За основу структуры и содержания Программы принят модульный принцип её построения. Он
позволяет эффективно организовать процесс обучения в области военной подготовки, а также
наиболее полно использовать межпредметные связи при изучении тематики предмета ОБЖ
«Элементы военной подготовки».
Предмет ОБЖ «Элементы военной подготовки» изучается в 5–9, 10–11 классах из расчёта 1 час в неделю
для каждой параллели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭЛЕМЕНТЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых
ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностным,
метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по завершении
обучения в средней школе.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,

сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и
других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность
к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся во
взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других; способность
действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение
распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в
соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие

примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть
готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего
образования должны отражать:
1) овладение универсальными учебными познавательными действиями:
 базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи
при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
 базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на
применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах;
 работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником
или
сформулированным
самостоятельно;
эффективно
запоминать
и

систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
2) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
 общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
 совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обэлементывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения
нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и
иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
3) Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
 самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий
(план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за
решение;
 самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать
адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть
трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата
цели и условиям;
 эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
 принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость
себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Предметные результаты освоения предмета в рамках программы основного общего
образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные
учебные предметы, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на следующем
уровне образования.
Требования к освоению предметных результатов программ основного общего образования
обеспечивают возможность изучения учебных предметов, в том числе по индивидуальным
учебным планам, с использованием сетевой формы реализации образовательных программ,
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в целях
эффективного освоения обучающимися иных учебных предметов, включая формирование у
обучающихся способности знать определение понятия, знать и уметь доказывать свойства и
признаки, характеризовать связи с другими понятиями, представляя одно понятие как часть целого
комплекса, использовать понятие и его свойства при проведении рассуждений, доказательства и
решении задач (далее свободно оперировать понятиями), решать задачи более высокого уровня
сложности.
Предметные результаты по предмету ОБЖ «Элементы военной подготовки» должны
обеспечивать умение:
1)
выбирать источники тематической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым
задачам;
2)
анализировать законодательную основу общевоинских уставов Вооружённых Сил РФ, их
основные требования;
3)
применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих обязанностей
военнослужащих и требований к обучающимся;
4)
описывать боевые свойства и поражающее действие ядерного, химического,
биологического и зажигательного оружия;
5)
точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении
службы в суточном наряде, в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации
и обеспечении безопасности военной службы, сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
6)
ориентироваться в источниках тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и
извлекать необходимую информацию;

7)
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие
объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по картам разного содержания и
другим источникам;
8)
выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую информацию,
представленную в одном или нескольких источниках;
9)
представлять в различных формах (в виде карты, плана, схемы, таблицы, графика,
тематического описания) информацию, необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
10)
использовать различные источники тематической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление зависимостей и
закономерностей, на основе анализа, обобщения и интерпретации тематической информации
объяснение явлений и процессов (их свойств, условий протекания и различий); расчёт
количественных показателей, характеризующих объекты, явления и процессы; составление
простейших прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или
оценке тематической информации;
11)
различать изученные объекты, процессы и явления, сравнивать их на основе известных
характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
12)
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата, ручного пулемёта,
ручного противотанкового гранатомёта и ручных осколочных гранат; основные положения из
внутренней и внешней баллистики;
13)
использовать на практике правила стрельбы из стрелкового оружия, порядок проведения
стрельб и меры безопасности при обращении с оружием;
14)
владеть умениями готовить оружие и боеприпасы к стрельбе;
15)
применять на практике элементы военной топографии;
16)
читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним;
17)
определять своё местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты;
18)
совершать движение по азимуту днём;
19)
составлять схемы местности и карточку огня отделения;
20)
описывать организационно-штатную структуру отделения и взвода, а также организацию,
вооружение мотопехотного отделения и взвода основных иностранных армий;
21)
определять цели, средства и способы маскировки, элементы и размеры индивидуального
окопа, окопа на отделение;
22)
выполнять приёмы и способы действий солдата в бою в пешем порядке;
23)
выполнять нормативы по тактической подготовке;
24)
подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия;
25)
использовать знания о законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными
объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
26)
соблюдать требования личной и общественной гигиены военнослужащих, применять
средства индивидуальной медицинской защиты военнослужащих для оказания первой помощи
пострадавшим и раненым;
27)
накладывать повязки, использовать табельные и подручные средства для остановки
кровотечения;
28)
проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание;
29)
описывать (читать) по карте положение и взаиморасположение объектов;
30)
владеть командирскими и лидерскими качествами, навыками командования подчинёнными

в повседневной деятельности;
31)
оценивать основные события истории Вооружённых Сил РФ в разные исторические
периоды;
32)
применять на практике методику работы командира отделения по воспитанию
подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в
подразделении, подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнению требований
общевоинских уставов в повседневной деятельности;
33)
применять основные положения Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и
танков Вооружённых Сил Российской Федерации для обучения личного состава отделения
умелому и эффективному применению оружия;
34)
выделять защитные и тактические свойства местности и учитывать их влияние на боевые
действия войск;
35)
пользоваться средствами индивидуальной защиты военнослужащих (противогаз,
респиратор, общевойсковой защитный комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1 от
поражающих факторов ядерного, химического, биологического и зажигательного оружия;
36)
проводить частичную специальную обработку: дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию
личного состава, вооружения и военной техники подручными и штатными средствами
подразделений;
37)
работать на радиостанциях ротной сети; управлять отделением с помощью средств
радиосвязи;
38)
ориентироваться на местности по карте и без карты: по компасу, небесным светилам и
местным предметам;
39)
пользоваться приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического
контроля;
40)
применять на практике способы оказания первой помощи при поражении ядерным,
химическим, биологическим и зажигательным оружием;
41)
использовать знания о природных явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья
и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
42)
приводить примеры, показывающие роль военной науки в решении социальноэкономических и социально-политических проблем человечества; примеры практического
использования военных знаний в различных областях деятельности;
43)
подготавливать сообщения/презентации о выдающихся военачальниках, учёных,
общественных и политических деятелях, внёсших значительный вклад в строительство ВС РФ;
44)
воспринимать и критически оценивать информацию различного содержания в научнопопулярной литературе и средствах массовой информации;
45)
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в мире;
46)
сопоставлять существующие в военной науке точки зрения о причинах происходящих
событий;
47)
оценивать положительные и негативные последствия современной военно-политической
ситуации в мире;
48)
оценивать возможные в будущем изменения структуры и задач видов и родов войск
Вооружённых Сил РФ;
49)
наносить на топографические карты, планы и схемы условные обозначения, применяемые
в боевых документах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОБЖ «Элементы военной подготовки»
МОДУЛЬ 1. Строевая подготовка
Тема 1. Строи и управление ими (4 часа)
Изучение общих положений Строевого устава.
Команды управления и порядок их подачи.
Обязанностей командиров и военнослужащих перед построением и в строю.
Тема 2. Строевые приёмы и движение без оружия (27 часов)
Строевая стойка. Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы (головной убор) – снять (надеть)».
Повороты на месте.
Движение строевым шагом.
Движение бегом, походным шагом.
Движение с изменением скорости движения.
Повороты в движении.
Выполнение воинского приветствия на месте.
Выполнение воинского приветствия в движении без оружия.
Выход из строя.
Возвращение в строй.
Подход к начальнику и отход от него.
Тренировка в выполнении строевых приёмов и движения без оружия.
Тема 3. Строевые приёмы и движение с оружием (макетом оружия) (3 часа)
Строевая стойка с оружием.
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
Тренировка в выполнении строевых приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На ре-МЕНЬ», «Ремень
ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие на ре-МЕНЬ».
Тема 4. Строи отделения (5 часов)
Развёрнутый строй отделения.
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться». Размыкание
и смыкание отделения.
Перестроение отделения в две шеренги и обратно.
Походный строй отделения.
Перестроение отделения из колонны по одному в колонну по два и обратно в движении.
Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Тренировка в выполнении строевых приёмов в составе отделения.
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Тема 1. Суворовские военные, нахимовские военно-морские и кадетские училища России
(приказ Министра обороны Российской Федерации 2014 года № 515). Основные положения
Устава училища (6 часов)
Цель и задачи училища. Организация обучения и воспитания в училище. Основные
должностные лица училища, обязанности воспитателей и преподавателей. Обязанности и правила
поведения обучающихся. Внутренний распорядок в училище. Поощрения и дисциплинарные
взыскания, применяемые к обучающимся.
Тема 2. Вооружённые Силы Российской Федерации – на страже нашего Отечества (8
часов)
История создания Вооружённых сил Российской Федерации. Дни воинской славы России.

Ордена и медали за воинское отличие, заслуги в бою и военной службе. Воинские звания
военнослужащих Вооружённых сил Российской Федерации. Военная форма одежды. Правовые
элементы военной службы, основные понятия о воинской обязанности. Боевые традиции и
ритуалы Вооружённых сил Российской Федерации. Организационная структура Вооружённых сил
Российской Федерации. Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная
техника Сухопутных войск. Военно-космические силы, их состав и предназначение. Вооружение
и военная техника ВКС. Военно-Морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и
военная техника ВМФ. Ракетные войска стратегического назначения, его состав и предназначение.
Вооружение и военная техника РВСН. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.
Вооружение и военная техника ВДВ. Войска и воинские формирования, не входящие в состав
видов и родов Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 3. Устав внутренней службы Вооружённых сил Российской Федерации (18 часов)
Устав внутренней службы ВС РФ – основной государственный правовой акт, определяющий
общие права и обязанности основных должностных лиц и внутренний порядок в воинских частях
и подразделениях, несение внутренней службы в особых условиях. Права военнослужащих.
Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности
военнослужащих.
Ответственность
военнослужащих.
Взаимоотношение
между
военнослужащими. Единоначалие. Командиры и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ
(приказание), порядок его отдачи и выполнение. Воинское приветствие. О воинской вежливости и
поведении военнослужащих. Обязанности заместителя командира взвода, командира отделения,
солдата (матроса). Размещение военнослужащих, общее положение. Содержание помещений и
территории. Отопление, проветривание и освещение. Распределение времени и внутренний
порядок в повседневной деятельности военнослужащих. Общие положения. Подъём, утренний
осмотр и вечерняя поверка (практическое занятие). Увольнение из расположения части.
Обязанности обучающихся в увольнении. Суточный наряд (общие положения). Подготовка
суточного наряда, развод суточного наряда. Дежурный по роте. Дневальный по роте. Безопасность
военной службы. Общие положения и основные мероприятия по обеспечению безопасности
военной службы. Подъём по тревоге – сигналу «Сбор» (практическое занятие). Особенности
внутренней службы при расположении войск в полевых условиях/в лагерях (общие положения).
Тема 4. Дисциплинарный устав Вооружённых сил Российской Федерации (4 часа)
Общие положения Дисциплинарного устава Вооружённых сил Российской Федерации.
Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению
требований воинской дисциплины. Чем достигается твёрдая воинская дисциплина. Обязанности
командиров и начальников по укреплению воинской дисциплины. Поощрения и права командиров
(начальников) по применению поощрений (до командира роты включительно). Поощрения,
применяемые к солдатам (матросам), сержантам и старшинам, а также к обучающимся. Порядок
применения поощрений. Взыскания за нарушение воинской дисциплина и правил поведения
обучающихся. Права командиров (начальников) налагать дисциплинарные взыскания (до
командира роты включительно) на подчиненных солдат (матросов), сержантов, офицеров, а также
на обучающихся. Порядок наложения и приведение в исполнение дисциплинарных взысканий.
Применение ареста к военнослужащим и проведение в исполнение. Учёт поощрений и
дисциплинарных взысканий. Порядок заполнения служебной карточки (практическое занятие). Об
обращениях (предложениях, заявлениях и жалобах). Порядок их подачи и рассмотрения.
Ответственность командиров за своевременное принятие мер по обращению военнослужащих.

МОДУЛЬ 3. ЭЛЕМЕНТЫ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. История развития отечественного стрелкового оружия (3 часа)
Развитие стрелкового оружия и принятие его на вооружение русской армии. Классификация и
перспективы устройства современного автоматического оружия.
Тема 2. Стрелковое оружие и гранатомёты (7 часов)
Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и боевые свойства. Порядок неполной разборки
и сборки после неполной разборки. Назначение и устройство частей и механизмов автомата,
патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие автоматики. Возможные задержки
при стрельбе и их устранение. Ручной пулемет Калашникова (РПК-74). Изучение отличий по
сравнению с АК-74М. Осмотр и подготовка к стрельбе РПК-74 и патронов. Порядок чистки и
смазки оружия. Меры безопасности. Ручной противотанковый гранатомёт (РПГ-7В) – назначение,
боевые свойства, общее устройство и понятие о работе гранатомёта. Порядок разборки и сборки.
Назначение, устройство частей, механизмов и принадлежностей. Назначение, устройство и
принцип действия гранаты. Задержки при стрельбе из гранатомёта. Порядок хранения гранатомёта
и гранаты, уход на ними и сбережение. Меры безопасности при обращении с гранатой и при
стрельбе из гранатомёта. Снайперская винтовка Драгунова (СВД) – назначение, боевые свойства.
Принцип устройства и действие автоматики. Оптические прицелы для СВД.
Тема 3. Боеприпасы. Ручные осколочные и кумулятивные гранаты (1 час)
Назначение, боевые свойства и устройство ручной гранаты наступательной (РГН), ручной
гранаты оборонительной (РГО). Запалы, их устройство и работа.
Тема 4. Приборы наблюдения (1 час)
Общее предназначение приборов наблюдения и их классификация. Назначение, общее
устройство биноклей, перископов-разведчика. Шкалы приборов и пользование ими. Подготовка
приборов к работе и правила обращения с ними. «Тысячная» – единица измерения углов. Формула
«тысячной» и её применение.
Тема 5. Огневые тренировки. Выполнение упражнений стрельб (9 часов)
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб и
тренировок, изучение условий упражнения. Занятие на учебно-тренировочных средствах.
Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству оружия. Действия со
стрелковым оружием. Выполнение упражнений начальных стрельб 1 упражнения начальных
стрельб (УНС) и гранатометаний. Контрольное занятие.
МОДУЛЬ 4. ЭЛЕМЕНТЫ ВОЕННОЙ СВЯЗИ
Тема 1. Основные положения по связи в подразделениях (2 часа)
Связь — основное средство, обеспечивающее управление войсками в бою. Требования,
предъявляемые к современным средствам связи.
Тема 2. Средства связи (2 часа)
Проводная связь, назначение и основные требования. Принципы организации проводной связи.
Радиосвязь, история создания и развития радиосвязи. Радиосвязь, назначение и основные
требования к современным видам радиосвязи. Подвижные и сигнальные виды связи; их
назначение и краткая характеристика.
Тема 3. Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи команд и сигналов (1 час)
Радиодисциплина. Вхождение в связь и порядок ведение радиопереговоров. Передача команд
(сигналов) и постановка задач по радио.

МОДУЛЬ 5. ЭЛЕМЕНТЫ ВОЕННО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Тема 1. Личная и общественная гигиена военнослужащих (4 часа)
Элементы личной и общественной гигиены. Выполнение обучающимися основных требований
личной и общественной гигиены. Предупреждение кожно-гнойничковых заболеваний.
Закаливание организма.
Тема 2. Предупреждение инфекционных заболеваний (2 часа)
Понятия о инфекционных заболеваниях. Свойства микробов, вирусов и пути их проникновения
в организм человека. Иммунитет, назначение и порядок проведения предохранительных прививок
военнослужащим. Простейшие способы дезинфекции. Требования Устава внутренней службы
Вооружённых сил Российской Федерации о сохранении здоровья военнослужащих.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Строевая подготовка
1.1
Изучение общих положений Строевого устава
1.2

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

2

Строевая стойка.

2

1.3

Выполнение команд «Становись», «Равняйсь»,
«Смирно», «Вольно»

2

1.4

«Заправиться», «Отставить», «Головные уборы
(головной убор) – снять (надеть)».

2

1.5

Выполнение команд «Повороты на месте»

2

1.6

Движение строевым шагом

2

1.7

Выполнение воинского приветствия на месте

1

Итого по разделу
Раздел 2. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ
Суворовские военные, нахимовские военно2.1
морские и кадетские училища России

13

2

2.2

Организация обучения и воспитания в училище

1

2.3

История создания Вооружённых сил
Российской Федерации.

1

2.4

Дни воинской славы России.

2

2.5

Устав внутренней службы ВС РФ

2

2.6

Права военнослужащих

1

2.7

Общие обязанности военнослужащих

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.8

Должностные и специальные обязанности
военнослужащих.

1

2.9

Ответственность военнослужащих.

1

Итого по разделу

12

Раздел 3 Элементы огневой подготовки
3.1

Развитие стрелкового оружия и принятие его на
вооружение русской армии.

3.2

Автомат Калашникова (АК-74М). Назначение и
боевые свойства.

1

3.3

Ручной противотанковый гранатомёт (РПГ-7В)
– назначение, боевые свойства,

1

3.4

Требования Курса стрельб по организации,
порядку и мерам безопасности во время стрельб и
тренировок

1

3.5

Занятие на учебно-тренировочных средствах.

2

Итого по разделу

2

7

Раздел 4. Элементы военной связи
4.1

Связь — основное средство, обеспечивающее
управление войсками в бою

Итого по разделу

1
1

Раздел 5 Элементы военно-медицинской подготовки
5.1
5.2

Элементы личной и общественной гигиены.
Выполнение обучающимися основных
требований личной и общественной гигиены.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
35

19

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Строевая подготовка
Обязанностей командиров и
1.1
военнослужащих перед построением и в
строю.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1.2

Движение строевым шагом.

2

1.3

Движение бегом, походным шагом.

1

1.4

Движение с изменением скорости движения

1

1.5

Повороты в движении.

2

1.6

Выполнение воинского приветствия на
месте

1

1.7

Выполнение воинского приветствия в
движении без оружия.

1

1.8

Выход из строя. Возвращение в строй.

1

1.9

Подход к начальнику и отход от него.

1

1.10

Тренировка в выполнении строевых
приёмов и движения без оружия.

1

Итого по разделу

12

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 2. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ
Основные должностные лица училища,
2.1
обязанности воспитателей и
преподавателей.

1

2.2

Обязанности и правила поведения
обучающихся.

1

2.3

Основные понятия о воинской обязанности.

1

2.4

Боевые традиции и ритуалы Вооружённых
сил Российской Федерации

1

2.5

Организационная структура Вооружённых
сил Российской Федерации.

1

2.6

Виды и рода ВС Российской Федерации

1

2.7

Устав внутренней службы ВС РФ.
Взаимоотношение между военнослужащими

1

2.8

Приказ (приказание), порядок его отдачи и
выполнение

1

2.9

Обязанности заместителя командира взвода,
командира отделения, солдата (матроса).

1

2.10

Размещение военнослужащих, общее
положение.

1

2.11

Содержание помещений и территории.
Отопление, проветривание и освещение.

1

2.12

Общие положения Дисциплинарного устава
Вооружённых сил Российской Федерации.

Итого по разделу

12

Раздел 3 Элементы огневой подготовки
3.2

Автомат Калашникова (АК-74М).
Назначение и боевые свойства.

1

3.3

Ручной пулемет Калашникова (РПК-74).

3.4

Порядок чистки и смазки оружия. Меры
безопасности

3.5

Требования Курса стрельб по организации,
порядку и мерам безопасности во время
стрельб и тренировок, изучение условий
упражнения

3.6

Занятие на учебно-тренировочных средствах

1
1

2

2

Итого по разделу

7

Раздел 4. Элементы военной связи
4.1

Требования,
предъявляемые
современным средствам связи.

к

4.2

Проводная связь, назначение и основные
требования.
Принципы
организации
проводной связи

Итого по разделу

1

1

2

Раздел 5 Элементы военно-медицинской подготовки
5.1

Предупреждение кожно-гнойничковых
заболеваний

1

5.2

Закаливание организма.

1

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

35

19

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Строевая подготовка
1.1
Строевой Устав.

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

1.2

Строевая стойка.

1

1.3

Тренировка в выполнении строевых
приёмов и движения без оружия.

1

1.4

Строевая стойка с оружием. Выполнение
воинского приветствия с оружием на месте
и в движении.

1

1.5

Тренировка в выполнении строевых
приёмов «Автомат на-ГРУДЬ», «На реМЕНЬ», «Ремень ОТПУСТИТЬ
(ПОДТЯНУТЬ)»

2

1.6

Тренировка в выполнении строевых
приёмов : Оружие – ЗА СПИНУ», «Оружие
на ре-МЕНЬ».

1

1.7

Развёрнутый
Выполнение
«Равняйсь»,
«Заправиться».

1

1.8

Размыкание и смыкание отделения.
Перестроение отделения в две шеренги и
обратно

строй
команд
«Смирно»,

отделения.
«Становись»,
«Вольно»,

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.9

Походный строй отделения. Перестроение
отделения из колонны по одному в колонну
по два и обратно в движении.

1

1.10

Выполнение воинского приветствия в
строю на месте и в движении. Тренировка в
выполнении строевых приёмов в составе
отделения.

1

Итого по разделу
Раздел 2. Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ
Поощрения и дисциплинарные взыскания,
2.1
применяемые к обучающимся.

12

1

2.2

Войска и воинские формирования, не
входящие в состав видов и родов
Вооруженных сил Российской Федерации.

2

2.3

Устав внутренней службы. Распределение
времени и внутренний порядок в
повседневной деятельности
военнослужащих.

1

2.4

Общие положения. Подъём, утренний
осмотр и вечерняя поверка (практическое
занятие).

1

2.5

Увольнение из расположения части.
Обязанности обучающихся в увольнении.

1

2.6

Суточный наряд (общие положения).

1

2.7

Безопасность военной службы.

1

2.9

Обязанности военнослужащих по
соблюдению требований воинской
дисциплины.

1

2.10

Обязанности командиров и начальников по
укреплению воинской дисциплины.

1

2.11

Взыскания за нарушение воинской
дисциплина и правил поведения
обучающихся.

1

2.12

Порядок заполнения служебной карточки
(практическое занятие).

1

Итого по разделу

12

Раздел 3 Элементы огневой подготовки
3.2

Автомат Калашникова (АК-74М).
Назначение и боевые свойства.

1

3.3

Ручной пулемет Калашникова (РПК-74).

1

3.4

Порядок чистки и смазки оружия. Меры
безопасности

3.5

Требования Курса стрельб по организации,
порядку и мерам безопасности во время
стрельб и тренировок, изучение условий
упражнения

3.6

Занятие на учебно-тренировочных средствах

2

1

2

Итого по разделу

7

Раздел 4. Элементы военной связи
4.1

Требования,
предъявляемые
современным средствам связи.

к

4.2

Проводная связь, назначение и основные
требования.
Принципы
организации
проводной связи

1

1

Итого по разделу

2

Раздел 5 Элементы военно-медицинской подготовки
5.1

Предупреждение кожно-гнойничковых
заболеваний

5.2

Закаливание организма.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
35

19

16

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОБЖ «Элементы военной подготовки» ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ КЛАССОВ
Состав учебно-методического комплекта
1. Программа учебного предмета ОБЖ «Элементы военной подготовки» для 5–7 классов
общеобразовательных организаций.
2. Рабочая программа, состоящая из содержания и планируемых результатов освоения учебного
предмета, а также поурочно-тематического планирования с указанием количества часов на
освоение каждой темы. Планируемые результаты подразделяются на три группы: предметные,
метапредметные и личностные. Содержание учебного предмета составлено с разбивкой по
модулям. Поурочно-тематическое планирование определяет порядок изучения тем курса.











МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА ОБЖ «Элементы военной подготовки»
Общие требования
Оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность:
достижения планируемых результатов освоения учебного предмета ОБЖ «Элементы военной
подготовки»;
удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся через организацию
урочной и внеурочной деятельности;
овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего
успешного образования и ориентации в мире профессий;
индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации
индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной
самостоятельной работы;
формирования у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности;
проведения наблюдений и экспериментов с использованием лабораторного оборудования,
виртуальных лабораторий, вещественных и виртуальных моделей и коллекций;
проектирования и конструирования, программирования;
создания обучающимися материальных и информационных объектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».