Рабочая программа Родной язык (русский) (для1-4 классов образовательной организаций) (ID 3654435)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) на уровне начального общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №
286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. №
637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе
воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к
предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа
ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную
область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время,
отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского
языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые
аспекты,
которые обнаруживают
прямую,
непосредственную
культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из
основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный
курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в
образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют
преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в
пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое миниисследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую
деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык:
прошлое и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории
русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.
Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения
о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и
культурах русского и других народов России и мира.
2

Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за
употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых
единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к
нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений
пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи:
практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);
развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой
деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников
(умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением
практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного
блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и
создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической
принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
 осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского
народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций
своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
 овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков
народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
 овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц
русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной
семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и
классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в
языке;
 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный
поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение
русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык
и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» рассчитано на общую учебную нагрузку в
объёме 169 часов (33 часа в 1 классе, по 68 часов во 2 и 3 классах).

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского
алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и
т.д.);
2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов
(пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной
речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как
запрос на новое содержание).
Различные приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка
и культуре русского народа.
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка,
крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);2) слова, называющие то, что ели в старину
(например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижки): какие из них
сохранились до нашего времени; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети
(например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши
не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и
поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл,
но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с
дровами (тат.)). Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?»
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом
тексте. Работа со словарем ударений.
Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова
с необычным произношением и ударением.
Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в
диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить
несогласие; как убедить товарища).
4

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной
коммуникации: формы обращения; различение этикетных форм обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации; использование обращений ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов:
развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор,
местоименный повтор.
Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в
народных праздниках.
Создание текста: развёрнутое толкование значения слова. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста:
различение главных фактов и второстепенных; выделение наиболее существенных фактов;
установление логической связи между фактами.
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями
мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат —
братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и
растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей
(например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные
инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава,
сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в
произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии
(Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в
произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную
оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка,
книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён
существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических
форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа).
Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования
предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные,
имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках
изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах,
связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных
способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в
пределах изученного в основном курсе).

5

Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и
литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов
фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых
единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать
языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой
ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с
помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой
информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете
(информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии
с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
6

корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с
речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о
результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать
конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные
учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные
действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и
пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно
обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры,
включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и
величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение
активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы
традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной
тематике;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
 осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для
культурного человека;
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения;
7

соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
 уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.);
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее
существенные факты.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
 осознавать роль русского родного языка в постижении культуры своего народа;
 осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа;
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы
традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки),
понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; связанных с изученными
темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
 понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
 соблюдать основные лексические нормы современного русского литературного языка: выбирать из
нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому
предмету или явлению реальной действительности;
 проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
 пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
 пользоваться учебными фразеологическими словарями, учебными словарями синонимов и
антонимов для уточнения значения слов и выражений;
 пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
 использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном
языке адекватно ситуации общения;
 владеть
различными
приёмами
слушания
научно-познавательных
и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от
второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между
фактами;
 строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление,
комментирование ответа или работы одноклассника;
 создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст;
 создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.


8

3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
 осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
 распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные
явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные
инструменты);
 распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать
особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях
детской художественной литературы;
 использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
 понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с
изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
 понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет
русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать
уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
 соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в
рамках изученного);
 произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
 использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения
слова, вариантов произношения;
 выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует
обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
 проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
 правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
 выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением
согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
 пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
 пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
 различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
 владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
 использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу,
просьбу, извинение, поздравление;
 выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
 владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об
истории языка и о культуре русского народа;
 анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от
второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между
фактами;
 проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов
(народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять
языковые особенностей текстов;
 выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
 создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными
промыслами;
 создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
 оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
 редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной
передачи смысла.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего контрольные
работы

практические
работы

1

0

1

http://www.gramota.ru

1.2. Стандартные обороты речи для участия в диалоге: Как приветствовать 1
взрослого и сверстника? Как вежливо попросить? Как похвалить
товарища? Как правильно отблагодарить? Этикетные формы
обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

0

1

http://www.gramota.ru

1.3. Правила корректного речевого поведения в ходе диалога; 2
использование в речи языковых средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации общения. Секреты диалога:
учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми.

0

2

http://www.gramota.ru

1.4. Имена в малых жанрах фольклора

2

0

2

http://www.gramota.ru

1.5. Цели и виды вопросов: вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое 2
содержание.

1

1

http://www.gramota.ru

0

2

http://rus.1september.ru

Раздел 1. Секреты речи и текста
1.1. Общение. Устная и письменная речь.

Итого по разделу:

8

Раздел 2. Язык в действии
2.1. Роль логического ударения.

2

10

2.2. Звукопись в стихотворном художественном тексте.

1

0

1

http://rus.1september.ru

2.3. Как нельзя произносить слова: пропедевтическая работа по 4
предупреждению
ошибок
в
произношении
слов.
Смыслоразличительная роль ударения.

0

4

http://rus.1september.ru

2.4. Наблюдение за сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по 1
предупреждению ошибок в сочетаемости слов.

1

0

http://rus.1september.ru

3.1. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы 2
современного русского алфавита. Особенности оформления книг в
Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Значение
устаревших слов данной тематики. Русские пословицы и поговорки,
связанные с письменностью. Различные приёмы слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа. Различные приёмы слушания научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

0

2

http://rus.rusolymp.ru

3.2. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, 4
обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в
старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица,
светец, лучина и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с жилищем. Различные
приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа. Различные приемы
научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

0

4

http://rus.rusolymp.ru

Итого по разделу:

8

Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее

11

3.3. Лексические единицы с национально-культурной семантикой, 3
обозначающие предметы традиционного русского быта: как
называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов указанной тематики.
Русские пословицы и поговорки, связанные с одеждой. Различные
приемы слушания научно-познавательных и художественных текстов
об истории языка и культуре русского народа.
Итого по разделу:

0

2

http://rus.rusolymp.ru

0

7

http://www.philolog.ru/dahl

9

Раздел 4. Секреты речи и текста
4.1. Наблюдение за текстами разной стилистической принадлежности. 8
Составление текстов. Анализ информации прочитанного и
прослушанного текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.
Итого по разделу:

8

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

2

2 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
всего контрольные
работы

практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1. Что и как могут рассказать слова об одежде. Лексические единицы с 2
национально-культурной семантикой, обозначающие одежду. Пословицы,
поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами
и явлениями традиционного русского быта: одежда.

0

2

http://www

1.2. Что и как могут рассказать слова о еде. Лексические единицы с 4

0

4

http://www
12

национально-культурной
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта: русская кухня. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта: еда.
1.3. Что и как могут рассказать слова о детских забавах. Лексические единицы 2
с национально-культурной семантикой, обозначающие предметы
традиционного
русского
быта:
детские
забавы,
игры
и
игрушки. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: детские
игры, забавы.

1

1

http://www

1.4. Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой, 2
обозначающие предметы традиционного русского быта: слова,
называющие домашнюю утварь. Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного
русского быта: домашняя утварь.

0

2

http://www

1.5. Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой, 2
обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные
с традицией русского чаепития. Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного
русского быта: традиция чаепития.

0

2

http://www

2.1. Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении 3
слов в речи. Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за
изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем
ударений.

0

3

http://ruslit.ioso.ru

2.2. Синонимы и антонимы.

3

1

2

http://ruslit.ioso.ru

2.3. Происхождение пословиц и фразеологизмов.

2

0

2

http://ruslit.ioso.ru

Итого по разделу:

12

Раздел 2. Язык в действии

13

2.4. Разные способы толкования значения слов.

2

0

2

http://ruslit.ioso.ru

2.5. Учимся читать стихи и сказки.

2

0

2

http://ruslit.ioso.ru

Итого по разделу:

12

3.1. Диалог. Приемы обещния. Особенности русского речевого этикета. 2
Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации:
формы обращения; использование обращений ты и вы.

0

1

http://www.rm.kirov.ru

3.2. Анализ информации прочитанного и прослушанного текста: отличение 2
главныых фактов от второстепенных; выделение наиболее существенных
фактов; установление логической связи между фактами. Создание текста:
развернутое толкование значения слова.

0

2

http://www.rm.kirov.ru

3.3. Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: 2
лексический повтор, местоименный повтор.

0

2

http://www.rm.kirov.ru

3.4. Создание текстов инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о 2
посещении музеев: повествование об участии в народных праздниках.

0

2

http://www.rm.kirov.ru

3.5. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи.

2

1

1

http://www.rm.kirov.ru

Итого по разделу:

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Раздел 3. Секреты речи и текста

3

14

3 КЛАСС
№ Наименование разделов и тем программы
п/п

Количество часов
всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

контрольные практические
работы
работы

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
1.1
.

Что и как слова могут рассказывать об отношениях между людьми. 2
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с
особенностями мировосприятия и отношений между людьми, например,
правда - ложь, друг - недруг, брат - братнство - побратим. Синонимы.
Антонимы. Оттенки значений. Слова с суффиксами оценки. Гнезда слов с
корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере слова дружина): что
обозначало в разные времена, почему сохранилось? Пословицы,
поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности
мировосприятия и отношений между людьми.

0

2

http://www.gramma.ru

1.2
.

Что и как могут рассказать слова о природе. Лексические единицы с 2
национально-культурной семантикой, называющие природные явления и
растения, например, образные названия ветра, дождя, снега; названия
растений. "Говорящие" слова: названия дождя, снега, ветра; названия
растений. Диалектные слова: почему одно явление получает разные
названия? Лексическая сочетаемость слов. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены природные явления.

0

2

http://www.gramma.ru

1.3
.

Что и как могут рассказать слова о занятиях людей и профессиях. 2
Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой,
называющие занятия людей, например, плотник, столяр, врач, ямщик,
извозчик, коробейник. Способы толкования значения слова: с помощью
родственных слов, с помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь
слова: отражение занятий людей в фамилиях, названиях улиц.

0

2

http://www.gramma.ru

1.4
.

Что и как могут рассказать слова о занятиях людей. Лексические единицы 2
с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные

1

1

http://www.gramma.ru

15

инструменты, например, гудок, рожок, балалайка, гусли, гармонь.
"Говорящие" слова. Прямое и переносное значение слов. Многозначные
слова. Жизнь слова: изменение значения слова (на примере слов гудеть,
гармошка и т.п.)
1.5
.

Названия старинных русских городов, происхождение названий. История 2
городов, сохранившаяся в названиях улиц и площадей.

0

2

http://www.gramma.ru

1.6
.

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения, например, 2
Снегурочка, дубравка, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.: уточнение
значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.

0

2

http://www.gramma.ru

Итого по разделу:

12

Раздел 2. Язык в действии
2.1
.

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить 2
различные оттенки значения и различную оценку,
как специфическая особенность русского языка.

0

2

http://philologos.narod.ru

2.2
.

Специфика грамматической категории рода имен 2
существительных в русском языке.

1

1

http://philologos.narod.ru

2.3
.

Существительные,
имеющие
только
форму 3
единственного или только форму множественного
числа.

0

3

http://philologos.narod.ru

2.4
.

Практическое овладение нормами употребления 3
форм имен существительных (родительный падеж
множественного числа).

0

3

http://philologos.narod.ru

2.5
.

Практическое овладение нормами правильного и 2
точного
употребления
предлогов
с
пространственным
значением,
образования
предложно-падежных форм существительных.

0

2

http://philologos.narod.ru

Итого по разделу:

12
16

Раздел 3. Секреты речи и текста
3.1
.

Особенности устного выступления.

2

1

1

http://cfrl.ruslang.ru

3.2
.

Создание текстов-рассуждений с использованием 2
различных способов аргументации (в рамках
изученного).

0

2

http://cfrl.ruslang.ru

3.3
.

Редактирование предложенных текстов с целью 2
совершенствования их содержания и формы (в
пределах изученного в основном курсе).

0

2

http://cfrl.ruslang.ru

3.4
.

Создание текстов-повествований о путешествии по 2
городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

0

2

http://cfrl.ruslang.ru

3.5
.

Особенности устного выступления.

0

1

http://cfrl.ruslang.ru

2

Итого по разделу:

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

Виды,
контроля

формы

контро практич
льные еские
работы работы

1.

Общение. Устная и письменная речь. Как люди 1
общаются друг с другом

0

1

Практическая
работа; изучение
нового материала;

2.

Правила корректного речевого поведения в ходе 1
диалога; использование в речи языковых средств
для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации общения. Вежливые слова

0

0

изучение нового
материала, беседа

3.

Правила корректного речевого поведения в ходе 1
диалога; использование в речи языковых средств
для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации общения. Вежливые слова

0

1

изучение нового
материала, беседа

4.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге: 1
как люди приветствуют друг друга? Как вежливо
попросить? Как похвалить товарища? Как
правильно отблагодарить? Этикетные формы
обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации.

0

0

изучение нового
материала, беседа

5.

Зачем людям имена

1

0

0

изучение нового
материала, беседа

6.

Имена в малых жанрах фольклора

1

0

1

изучение нового
материала, беседа

7.

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов: 1
вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание.

0

0

изучение нового
материала, беседа

8.

Спрашиваем и отвечаем. Цели и виды вопросов: 1
вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое
содержание.

0

0

закрепление
пройденного
материала

9.

Роль логического ударения.

1

0

0

изучение нового
материала, беседа

10. Роль логического ударения. Выделяем голосом 1
важные слова.

0

1

Практическая
работа; изучение
нового материала

11. Звукопись в стихотворном художественном тексте. 1
Как можно играть звуками.

0

0

изучение нового
материала, беседа

12. Как нельзя произносить слова: пропедевтическая 1
работа
по
предупреждению
ошибок
в
произношении слов. Смыслоразличительная роль
ударения.

0

1

Практическая
работа,
фронтальная
беседа

13. Как нельзя произносить слова: пропедевтическая 1
работа
по
предупреждению
ошибок
в
произношении слов. Где поставить ударение

0

1

Практическая
работа,
индивидуальный
контроль

14. Как нельзя произносить слова: пропедевтическая 1
работа
по
предупреждению
ошибок
в
произношении слов.

0

1

Практическая
работа

15. Как нельзя произносить слова: пропедевтическая 1
работа
по
предупреждению
ошибок
в
произношении слов. Смыслоразличительная роль
ударения.

0

1

Практическая
работа; изучение
нового материала

16. Как
сочетаются
слова.
Наблюдение
за 1
сочетаемостью слов: пропедевтическая работа по
предупреждению ошибок в сочетаемости слов.

0

0

17. Как писали в старину. Сведения об истории 1
русской письменности: как появились буквы
современного русского алфавита. Особенности
оформления книг в Древней Руси: оформление
красной строки и заставок. Значение устаревших
слов данной тематики.

0

0

Изучение нового
материала, беседа

18. Как писали в старину. Русские пословицы и 1
поговорки, связанные с письменностью. Различные
приёмы слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа. Различные приёмы
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

0

1

Практическая
работа; изучение
нового материала

19. Лексические единицы с национально-культурной 1
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта: дом в старину: что
как называлось (изба, терем, хоромы, горница,
светлица, светец, лучина и т.д.). Значение
устаревших слов указанной тематики. Русские
пословицы и поговорки, связанные с жилищем.

0

0

изучение нового
материала, беседа

20. Дом в старину: что как называлось. Различные 1
приемы слушания научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

0

0

изучение нового
материала, беседа

21. Лексические единицы с национально-культурной 1
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта: дом в старину: что
как называлось. Различные приемы научнопознавательных и художественных текстов об
истории языка и культуре русского народа.

0

1

Практическая
работа; изучение
нового материала,
беседа

22. Лексические единицы с национально-культурной 1
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта: дом в старину.

0

0

изучение нового
материала, беседа

Изучение нового
материала

19

Различные приемы научно-познавательных и
художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.
23. Лексические единицы с национально-культурной 1
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта: как называлось то,
во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха,
сарафан, лапти и т.д.). Значение устаревших слов
указанной тематики.

0

1

Практическая
работа; изучение
нового материала;

24. Лексические единицы с национально-культурной 1
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта. Русские пословицы
и поговорки, связанные с одеждой.

0

0

изучение нового
материала, беседа

25. Лексические единицы с национально-культурной 1
семантикой,
обозначающие
предметы
традиционного русского быта. Различные приемы
слушания
научно-познавательных
и
художественных текстов об истории языка и
культуре русского народа.

1

0

Контрольная
работа;
закрепление
пройденного
материала

26. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

0

1

Практическая
работа, беседа

27. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

0

0

изучение нового
материала, беседа

28. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

0

0

изучение нового
материала, беседа

29. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

0

0

изучение нового
материала, беседа

30. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

0

0

изучение нового
материала, беседа

31. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных

0

0

изучение нового
материала, беседа

20

фактов.
32. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

1

0

Контрольная
работа; изучение
нового материала,
беседа

33. Наблюдение за текстами разной стилистической 1
принадлежности. Составление текстов. Анализ
информации прочитанного и прослушанного
текста: выделение в нем наиболее существенных
фактов.

0

0

закрепление
пройденного
материала;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

2

33

2 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего

Виды,
формы
контроля

контроль
ные
работы

практические
работы

1.

По одёжке встречают. Что и как могут 1
рассказать слова об одежде. Лексические
единицы
с
национально-культурной
семантикой, обозначающие одежду.

0

0

изучение нового
материала, беседа

2.

По
одёжке
встречают.
Пословицы, 1
поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта:
одежда.

0

1

Практическая
работа, беседа

3.

Ржаной хлебушко калачу дедушка. Что и 1
как могут рассказать слова о еде.
Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта:
русская кухня.

0

1

изучение нового
материала, беседа

4.

Ржаной хлебушко калачу дедушка. 1
Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение
которых
связано
с
предметами и явлениями традиционного
русского быта: еда.

0

1

изучение нового
материала, беседа

5.

Если хороши щи, так другой пищи не ищи. 1
Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта:
русская кухня. Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, возникновение которых
связано с предметами и явлениями
традиционного русского быта: еда.

0

1

изучение нового
материала, беседа

21

6.

Каша – кормилица наша. Пословицы, 1
поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта:
еда.

0

1

изучение нового
материала, беседа

7.

Любишь кататься – люби и саночки возить. 1
Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта:
детские забавы, игры и игрушки.

0

1

изучение нового
материала, беседа

8.

Делу – время, потехе – час. Пословицы, 1
поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта:
детские игры, забавы.

1

0

Контрольная
работа;
закрепление
пройденного
материала

9.

В решете воду не удержишь. Лексические 1
единицы
с
национально-культурной
семантикой, обозначающие предметы
традиционного русского быта: слова,
называющие домашнюю утварь.

0

1

Практическая
работа

10. В решете воду не удержишь. Пословицы, 1
поговорки, фразеологизмы, возникновение
которых связано с предметами и
явлениями традиционного русского быта:
домашняя утварь.

0

1

Практическая
работа

11. Самовар кипит, уходить не велит. 1
Лексические единицы с национальнокультурной семантикой, обозначающие
предметы традиционного русского быта:
слова, связанные с традицией русского
чаепития.

0

1

изучение нового
материала, беседа

12. Самовар кипит, уходить не велит. 1
Пословицы, поговорки, фразеологизмы,
возникновение
которых
связано
с
предметами и явлениями традиционного
русского быта: традиция чаепития.

0

1

Практическая
работа

13. Помогает ли ударение различать слова? 1
Пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок в произношении
слов в речи. Смыслоразличительная роль
ударения.

0

1

изучение нового
материала, беседа

14. Помогает ли ударение различать слова? 1
Наблюдение за изменением места ударения
в поэтическом тексте.

0

1

Практическая
работа

15. Помогает ли ударение различать слова? 1
Пропедевтическая
работа
по
предупреждению ошибок в произношении
слов в речи. Работа со словарем ударений.

0

1

изучение нового
материала, беседа

22

16. Для чего нужны синонимы?

1

0

0

Изучение нового
материала

17. Для чего нужны антонимы?

1

0

1

изучение нового
материала, беседа

18. Синонимы и антонимы. Обобщение

1

0

1

изучение нового
материала, беседа

и 1

0

1

изучение нового
материала, беседа

и 1

0

1

изучение нового
материала, беседа

1

0

1

изучение нового
материала, беседа

22. Разные способы толкования значения слов. 1
Встречается ли в сказках и стихах
необычное ударение?

0

1

изучение нового
материала, беседа

23. Диалог. Приемы общения. Особенности 1
русского речевого этикета.

0

1

Практическая
работа

24. Диалог. Устойчивые этикетные выражения 1
в учебно-научной коммуникации: формы
обращения; использование обращений ты и
вы.

1

0

Контрольная
работа;
закрепление
пройденного
материала;

25. Анализ информации прочитанного и 1
прослушанного текста: отличие главных
фактов от второстепенных; выделение
наиболее
существенных
фактов;
установление логической связи между
фактами.

0

1

изучение нового
материала, беседа

26. Создание текста: развернутое толкование 1
значения слова.

0

1

изучение нового
материала, беседа

27. Связь предложений в тексте. Практическое 1
овладение средствами связи: лексический
повтор.

0

1

изучение нового
материала, беседа

28. Связь предложений в тексте. Практическое 1
овладение
средствами
связи:
местоименный повтор.

0

1

изучение нового
материала, беседа

29. Создание текстов – инструкций. Создание 1
текстов-повествований:
заметки
о
посещении музеев: повествование об
участии в народных праздниках.

0

1

Проектное
задание

30. Создание текстов – инструкций. Создание 1
текстов-повествований:
заметки
о
посещении музеев: повествование об
участии в народных праздниках.

0

1

изучение нового
материала, беседа

19. Как
появились
фразеологизмы?
20. Использование в
фразеологизмов.

пословицы
речи

пословиц

21. Как можно объяснить значение слова?

23

31. Устный ответ как жанр монологической 1
устной учебно-научной речи.

0

1

изучение нового
материала, беседа

32. Устный ответ как жанр монологической 1
устной учебно-научной речи.

0

1

изучение нового
материала, беседа

33. Устный ответ как жанр монологической 1
устной учебно-научной речи.

1

0

Контрольная
работа

34. Устный ответ как жанр монологической 1
устной учебно-научной речи.

0

0

закрепление
пройденного
материала

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

3

ЧАСОВ

ПО 34

3 КЛАСС
№ Тема урока
п/п

Количество часов
всего

контрол практиче
ьные
ские
работы работы

Виды,
формы
контроля

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой. 1
Лексические единицы с национально-культурной
семантикой,
связанные
с
особенностями
мировосприятия и отношений между людьми.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых
отражены
особенности
мировосприятия
и
отношений между людьми.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

2.

Кто друг прямой, тот брат родной. Гнезда слов с 1
корнями -брат-, -друг-. Жизнь слова (на примере
слова дружина): что обозначало в разные времена,
почему сохранилось? Пословицы, поговорки,
фразеологизмы, в которых отражены особенности
мировосприятия и отношений между людьми.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

3.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. 1
Лексические единицы с национально-культурной
семантикой, называющие природные явления.
"Говорящие" слова: названия дождя. Диалектные
слова: почему одно явление получает разные
названия?

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

4.

Сошлись два друга – мороз да вьюга. "Говорящие" 1
слова: названия снега. Лексическая сочетаемость
слов. Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в
которых отражены природные явления.

0

1

Работа
парах

5.

Ветер без крыльев летает. "Говорящие" слова: 1
названия ветра. Лексическая сочетаемость слов.
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых
отражены природные явления.

0

0

изучение
нового
материала,
беседа

6.

Какой лес без чудес. "Говорящие" слова: названия 1
растений.
Лексическая
сочетаемость
слов.

0

0

изучение
нового

в

24

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых
отражены природные явления.

материала,
беседа

7.

Дело мастера боится. Что и как могут рассказать 1
слова о занятиях людей и профессиях. Лексические
единицы с национально-культурной семантикой,
называющие занятия людей, например, плотник,
столяр, врач, ямщик, извозчик, коробейник.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

8.

Дело мастера боится. Способы толкования 1
значения слова: с помощью родственных слов, с
помощью синонимов. Устаревшие слова. Жизнь
слова: отражение занятий людей в фамилиях,
названиях улиц.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

9.

Заиграйте, мои гусли. Что и как могут рассказать 1
слова о занятиях людей. Лексические единицы с
национально-культурной семантикой, называющие
музыкальные инструменты, например, гудок,
рожок, балалайка, гусли, гармонь.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

10. Заиграйте, мои гусли. "Говорящие" слова. Прямое 1
и переносное значение слов. Многозначные слова.
Жизнь слова: изменение значения слова (на
примере слов гудеть, гармошка и т.п.)

1

0

Контрольная
работа;
закрепление
пройденного
материала;

11. Что ни город, то норов. Названия старинных 1
русских городов, происхождение названий.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

12. Что ни город, то норов. История городов, 1
сохранившаяся в названиях улиц и площадей.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

13. У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские 1
традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения, например, Снегурочка, дубравка, сокол,
соловей, зорька, солнце и т. п.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

14. У земли ясно солнце, у человека – слово. Русские 1
традиционные сказочные образы, эпитеты и
сравнения: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и
художественной литературы.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

15. Для чего нужны суффиксы? Многообразие 1
суффиксов, позволяющих выразить различные
оттенки значения и различную оценку, как
специфическая особенность русского языка.

0

1

Работа
парах

в

16. Для чего нужны суффиксы? Многообразие 1
суффиксов, позволяющих выразить различные
оттенки значения и различную оценку, как
специфическая особенность русского языка.

0

1

Работа
группах

в

25

17. Какие особенности рода имён существительных 1
есть в русском языке?

0

1

Проектное
задание

18. Специфика грамматической категории рода имен 1
существительных в русском языке.

1

0

Контрольная
работа;
закрепление
пройденного
материала;

19. Все ли имена существительные
изменяться по числам?

«умеют» 1

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

20. Существительные, имеющие
единственного числа.

только

форму 3

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

21. Существительные, имеющие
множественного числа.

только

форму 3

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

во 1

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

23. Практическое овладение нормами употребления 1
форм имен существительных (родительный падеж
множественного числа).

0

1

Работа
парах

в

24. Зачем в русском языке такие разные предлоги? 1
Практическое овладение нормами правильного и
точного
употребления
предлогов
с
пространственным
значением,
образования
предложно-падежных форм существительных.

0

1

Работа
парах

в

25. Практическое овладение нормами правильного и 1
точного
употребления
предлогов
с
пространственным
значением,
образования
предложно-падежных форм существительных.

0

1

Проектное
задание

26. Особенности устного выступления.

1

0

1

Работа
группах

в

27. Создание текстов-рассуждений с использованием 1
различных способов аргументации (в рамках
изученного).

0

1

Работа
парах

в

28. Создание текстов-рассуждений с использованием 1
различных способов аргументации (в рамках
изученного).

0

1

Работа
группах

в

29. Редактирование предложенных текстов с целью 1
совершенствования их содержания и формы (в
пределах изученного в основном курсе).

0

1

изучение
нового
материала

22. Как изменяются имена
множественном числе?

существительные

26

30. Редактирование предложенных текстов с целью 1
совершенствования их содержания и формы (в
пределах изученного в основном курсе).

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

31. Создание текстов-повествований о путешествии по 1
городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

32. Создание текстов-повествований о путешествии по 1
городам; об участии в мастер-классах, связанных с
народными промыслами.

0

1

изучение
нового
материала,
беседа

33. Особенности устного выступления.

1

1

0

Контрольная
работа;

34. Особенности устного выступления.

1

0

0

закрепление
пройденного
материала;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

27

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1 КЛАСС
"Русский родной язык" для 1 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А.,
Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,
«Просвещение»
2 КЛАСС
"Русский родной язык" для 2 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А.,
Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А.,
«Просвещение»

Богданов С. И., Казакова
Соколова О. В./ Москва:
Богданов С. И., Казакова
Соколова О. В./ Москва:

3 КЛАСС
"Русский родной язык" для 3 класса/Александрова О. М., Вербицкая Л. А., Богданов С. И., Казакова
Е. И., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю., Рябинина Л. А., Соколова О. В./ Москва:
«Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources
2 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources
3 КЛАСС
https://ribc37.ru/article/e-learning-resources»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер; медиа проектор; видеоматериалы

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».